Педагоги и родители также с интересом участвуют в арт-терапевтических занятиях. Их внутренний ребёнок пробуждается и активно вступает в игру, позволяющую не только расслабиться и снять напряжение, но и смоделировать, а затем проиграть многие проблемные ситуации.
Процесс самовыражения через рисунки, сказки, драматические представления, танец напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование арт-терапии даёт возможность помочь клиенту справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптации, способствовать интеллектуальному развитию.
Рассмотрим возможности использования разнообразных арт-техник и упражнений в профилактике и коррекции отклонений в личностном развитии младших школьников потребностей в социальном признании, низким уровнем коммуникативной компетентности.
|
|
Рисование-мозаика
Цель: актуализировать "Я-состояние" в прошлом, развивать позитивную оценку.
Материалы: нарисованные предметы окружающего мира различных форм и цветовых гамм; фигурки людей, отражающие разные эмоциональные состояния человека; фигурки животных.
Социальный педагог предлагает детям "нарисовать" (сложить из набора элементов мозаики) картинку из своего прошлого, которая бы отражала конфликтную (проблемную, кризисную и др.) жизненную ситуацию, и описать чувства, которые возникали в связи с ней. Далее социальный педагог просит детей изменить отдельные элементы мозаики таким образом, чтобы ситуация в прошлом была разрешена позитивно:
— Кто или что Вам понадобится (дополнительно) из набора?
— Кого либо какой предмет следует "изъять" из картины? Почему?
|
|
|
Настроение в зерне
Цель: развивать умение соотносить цветовую гамму и форму с собственным эмоциональным состоянием.
Материалы: разные по форме и цвету виды круп (гречневая, рисовая, пшённая), бобовых (фасоль, горох), макаронных изделий; кувшин Зла.
Социальный педагог предлагает детям ознакомиться с материалами и выбрать те, которые ассоциируются у них с хорошим и плохим настроением. Далее детям необходимо высыпать выбранный материал на две тарелки в соответствии с эмоциональным состоянием, объяснить свой выбор. После обсуждения ситуаций плохое настроение "ссыпается" в кувшин Зла.
|
|
|
Мыльные скульптуры
Цель: учить самостоятельно создавать образ, снимать напряжение.
Материалы: мыльная жидкость, длинные полые трубочки. Педагог предлагает детям посредством выдувания мыльной жидкости из длинной полой трубочки создать скульптуру и объяснить, что получилось.
|
|
|
Паутина желаний
Цель: развивать взаимопонимание, сплочённость группы.
Материалы: фломастеры, верёвка белого цвета.
Социальный педагог предлагает детям следующее задание: каждому ребёнку, в руках которого оказался "волшебный" клубок, необходимо сказать пожелание своему однокласснику и бросить ему клубок. Образуется "паутина желаний". Для того чтобы желания сбылись, следует раскрасить свой участок верёвки с помощью маркеров, фломастеров.
По окончании работы на доске (столе) создаётся коллективная композиция из окрашенной верёвки.
|
Узор в рамке
Цель: развивать воображение.
Материалы: гуашь, кисть, бельевая веревка, рамка.
Социальный педагог просит детей раскрасить бельевую верёвку в разные цвета. После того как верёвка высохнет, детям предлагается составить из неё узор в рамке.
"Размывание" страха
Цель: повысить самооценку, уверенность в себе.
Материалы: акварельные краски, кисть, белые листы бумаги.
Детям предлагается нарисовать свой страх, а затем, обмакнув кисточку в чистую воду, размыть его по поверхности всего листа.
|
|
Рисуем настроение
Цель: развить умение мыслить образами.
Материалы: маркеры разных цветов, заготовки из прозрачной плёнки размером 5x5 см, белые листы бумаги.
Социальный педагог предлагает детям раскрасить заготовки из прозрачной плёнки в разные цвета (каждая заготовка одного цвета) и на чистом белом листе изобразить настроение, делая оттиск цветом (проводя пальцем по не раскрашенной поверхности плёнки).
|
Теннисный узор
Цель: формировать умение передавать своё эмоциональное состояние.
Материалы: теннисные пластмассовые шарики, фломастеры, сосуд с водой.
Детям предлагается раскрасить теннисные пластмассовые шарики (их должно быть много) в разные цвета (фломастерами). Затем их необходимо поместить в сосуд с водой, составить из них узор, описать возникшие ассоциации. Потом детей просят закрыть глаза, опустить руку в сосуд с водой, перемешать узор и, открыв глаза, рассказать о своих впечатлениях.
Путешествие по ладони
Цель: научить анализировать собственное поведение.
Материалы: тонкие резиновые перчатки, фломастеры. Детям предлагается надеть на левую руку прозрачную перчатку (клеёнчатую, медицинскую) с помощью фломастера совершить "путешествие" по своей руке: вспомнить события из прошлого, заглянуть в будущее и подумать о чём могут рассказать линии руке, царапины и т.п.?
Ладошка друга
Цель: развивать способное понимать эмоциональное состояние другого человека.
Материалы: акварельные краски, кисти.
Дети садятся в ряд. Левую ладонь "отдают" соседу справа правой рукой рисуют краска на ладони соседа слева.
|
|
Рисование на ладони
(телесно-ориентированная арт-техника)
Цель: формировать навыки оказания друг другу эмоциональной поддержки.
Дети разбиваются на пары. Один из участников выступает в роли художника, второй в роли листа бумаги. Художник предлагается на руке партнёра «рисовать» картину с помощью любого предмета (можно использовать не пишущий конец ручки, карандаша). Тот участник, на ладони которого изображается "картина не должен видеть движения рук художника. Его задача — понять: ощутить замысел художника.
Вариант предложенной техники: "рисование" на спине.
|
Бесконтактное рисование
Цель: научить детей высвобождаться от негативной энергии.
Материалы: акварельные краски, кисти, белые листы маги.
Кисточку обмакнуть в краску и брызнуть её на лист чистой бумаги, затем повернуть его чтобы растеклась краска.
Вариант техники: пальцы макнуть в чистую воду и отмокнуть на лист бумаги, затем в каждую капельку "поселить" в весёлое строение.
Точечный рисунок
Цель: развивать самостоятельность и творчество в создали образа.
Материалы: белые листы бумаги, фломастеры.
На чистом листе бумаги фломастерами разных цветов хаотично (беспорядочно) наносятся точки. Затем детям предлагает соединить точки одного цвета таким образом, чтобы получился определённый рисунок.
Вариант задания: объединить отдельные точечные рисунки в сюжетную композицию.
Природные краски
Цель: развивать фантазию и творческое воображение детей.
Материалы: предметы окружающей природы, обладающие окрашивающим эффектом, плотная белая бумага. Детям предлагается, использовать "живые" краски (предметы окружающей природы: свёклу, морковь, зелень), нарисовать картины отражающую эмоциональное стояние в определенный период их жизни.
Тайна зелёного листа
Цель: развивать умение мыслить образами.
Материалы: белые листы бумаги, простой карандаш, опавший лист.
Детям предлагается взять лист бумаги, карандаш и обвести лист дерева. Чего на нём нет? (Линий, прожилок, тёмных пятен, цвета, блеска и т.п.) Давайте их нарисуем. Сравните их: оригиналом.
Вариант задания: на опавшем листе нарисовать фломастером узоры.
Облако лепестков
Цель; развивать умение снижать тревожность.
Материалы: лепестки роз, чашка.
В чашку насыпаются лепестки роз. Детям предлагается вдохнуть их аромат и представить что-нибудь приятное, затем они делают глубокий вдох, наклоняются над чашкой и дуют в неё так сильно, чтобы облако лепестков поднялось вверх
Капля
Цель: учить понимать и передавать увиденное в жизни.
Материалы: белый лист бумаги, акварельные краски, кисти.
Детям предлагается путём сгибания листа бумаги "прочертить" русло воображаемой реки. Затем кисточку обмакнуть в краску так, чтобы образовалась большая цветная капля, и "опустить" её в «исток реки» (место, где река берёт начало). Задача детей — "провести" каплю по всему руслу таким образом, чтобы оно "наполнилось" водой.
Колодец
Цель: развивать коммуникативные навыки.
Материалы: плотный белый лист бумаги (не картон!) квадратной формы со стороной 8 см, краски.
Под руководством социального педагога дети делают кулёчки из квадратного листа бумаги, закрепляя их основания. Детям предлагается заглянуть внутрь кулёчка и рассказать о своих ассоциациях (тоннель, колодец и т.п.). Далее они наполняют свои "колодцы" прозрачной водой (1/5 высоты колодца) и красками прорисовывают его внутренние стены. Организуется беседа: что изменилось, возникли ли другие ассоциации, когда вы заглянули в "действующий колодец"? Вылейте воду из кулёчка, и если у вас возникли плохие ассоциации, сомните и выбросьте его.
Объявление
Цель: содействовать осознанию детьми собственных страхов.
Вырезается заготовка по типу объявления о продаже товара (с отрывными полосками): Продаю страхи.
Социальный педагог предлагает детям на каждой полоске нарисовать то, что вызывает страх, тревогу, опасение. Это могут быть отдельные предметы, животные, жизненные ситуации. Если возникнут затруднения в рисовании отдельных "страхов" их можно просто написать словами.
По окончании все работы вывешиваются на "доску объявлений". Детям предлагается подойти к "доске объявлений" и оторвать полоску с тем рисунком (словом), который не вызывает тревожного состояния. Когда каждый ребёнок сделает свой выбор, анализируются "страхи" вызывающие тревогу у всей группы (ведь их никто не захотел оторвать). Организуется анализ "оторванных" страхов: почему
их не надо бояться, как с ними бороться.
Многослойное рисование
Цель: развивать навыки снятия психологического напряжения.
Материалы: гуашь, фломастеры, цветные ручки, маркеры.
Детям предлагается красками нарисовать то, что им хочется (спонтанное рисование). После обсуждения рисунков дети их зарисовывают гуашью, т.е. создаётся фон для другого рисунка. Когда подготовленный фон высохнет, рисование продолжается, но уже с использованием цветных ручек (фломастеров, маркеров).
Рисуем на спине
Цель: развивать навыки снятия тревожности, создать положительный эмоциональный фон, развивать воображение, сплотить группу.
Материалы: белые листы бумаги, фломастеры.
Участники упражнения становятся в колонну друг за другом. У каждого из них на спине закреплён белый лист бумаги. В течение двух минут дети рисуют фломастерами изображение на заданную тему. По истечении времени жестами и мимикой необходимо объяснить друг другу, что изображено у каждого "на спине" (каждый "художник" объясняет содержание чужого рисунка). Затем проверяется правильность толкования.
Интервью в рисунке
Цель: развивать самостоятельность и активность в совместной деятельности.
Материалы: белые листы бумаги, фломастеры.
Дети разбиваются по парам. Один из них выступает в роли интервьюера, другой — в роли опрашиваемого. Необходимо провести интервью посредством рисунка: вопросы и ответы фиксируются на бумаге. В конце упражнения проверяется правильность понимания друг друга.
Рисование междометий
Цель: развивать способность понимать чувства других людей. Дети работают в парах. Один из участников произносит междометия, которые выражают различные чувства: удивление, одобрение, угрозу, укоризну, страх, печаль, горе (ах! ура! ой-ой! увы! и т.п.). Другой — изображает эти чувства.
Вариант упражнения: изображение звукоподражательных слов (мяу, ку-ка-ре-ку), не рисуя предмет или животное, издающие звук, шум и т.п.
История-диафильм
Цель: развивать взаимопонимание, сплочённость.
Материалы: обои, фломастеры, маркеры.
Полотно обоев разрезается на квадраты — кадры будущего фильма. Социальный педагог предлагает тему для рисования и даёт краткую характеристику будущего сюжета (например: нарисуйте фильм о том, как плохое превратилось в хорошее). Группа делится на пары и рисует свой кадр с учётом расположения его в сюжетной линии (начало, середина, конец) фильма. После выполнения задания организуется коллективное(поочередное) рассказывание истории.
Вариант упражнения: каждый участник рисует свою проблему в верхней половине кадра-квадрата. Далее участники рассматривают "проблемное поле" и рисуют в нижней части кадра свои варианты разрешения проблемы.
Геометрическая живопись
Цель: развивать воображение, коммуникативные навыки.
Материалы: белый лист бумаги, фломастеры.
Учащимся предлагается нарисовать картину, используя геометрические фигуры. После выполнения задания организуется обсуждение: какие фигуры встречаются чаще других, что вызвало затруднения при работе над картиной и т.п.
Таким образом, использование различных арт-техник и упражнений в работе социального педагога активизирует внутренние позитивные ресурсы детей; развивает коммуникативные навыки, даёт возможность ребёнку почувствовать себя самостоятельным и уверенным способствует реконструкции полноценных контактов со сверстниками устраняет искажения в эмоциональной сфере детей.
Универсальность и целесообразность данного метода заключается в возможности его использования для диагностических, профилактических и коррекционных целей в работе с разными категориями детей (с девиантным поведением, с особенностями психофизического развития, одарённы ми и др.).
Список использованной
литературы
1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д\ Практикум по креативной терапии л Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Гра-1 бенко. — СПб.: Речь; Сфера, 2001. —| 400 с.
2. Кожуховская, Л. С. Арт-педаго-jгика в высшей школе / Л. С. Кожуховская, Н. В. Масюкевич. — Минск РИВШ, 2005. — 64 с.
3. Лебедева, Л. Д. Арт-терапия как педагогическая инновация / Л. Д. Лебедева // Педагогика. — 2001. -I № 10.— С. 21—25.
4. Практикум по арт-терапии / nodред. А. И. Копытина. — СПб : Питер] 2000. — 448 с.
5. Овчарова, Р. В. Практическая] психология в начальной школе 1 Р. В. Овчарова. — М.: Сфера, 2004. -| 240 с.
6. Овчарова, Р. В. Справочная кни-га социального педагога / Р. В. Овча-рова. — М.: Сфера, 2004. — 480 с.
7. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педа-; гога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина; под ред В. А. Сластенина. — М. : Академия 2002. — 208 с.8