Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Асноўная дакументацыя класнага кіраўніка

План идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть (полугодие).

 

Планирование воспитательной работы в классном коллективе можно определить как процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и родителей по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном коллективе.

В процессе планирования идеологической и воспитательной работы классному руководителю необходимо опираться на следующую программно-планирующую документацию:

- Концепцию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программу непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025 гг.

- Комплексную программу воспитания детей и учащейся молодежи, которая разрабатывается на основе Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025 гг. на областном, районном уровнях, программы воспитания учреждения общего среднего образования,

- План идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования.

 

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы идеологической и воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. По сути, планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда классный руководитель представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования:

1) подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;

2) аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;

3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;

4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.

Общий алгоритм планирования можно представить следующим образом:

1 шаг — определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело).

2 шаг — определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть).

3 шаг — структурирование предмета планирования. То, что планируется, необходимо разделить на возможные составные части (например, можно выделить направления деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки), т. е. представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное. Для того чтобы спланировать работу на год, нужно продумать, из чего вся деятельность будет складываться, и выделить все возможные направления. Осуществляя идеологическую и воспитательную работу с обучающимися классному руководителю в своей деятельности необходимо  опираться на основные составляющие воспитания, определенные Кодексом об образовании Республики Беларусь: гражданское и патриотическое, идеологическое, нравственное, эстетическое, воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, воспитание культуры здорового образа жизни, гендерное, семейное, трудовое и профессиональное, экологическое, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, воспитание культуры быта и досуга.

Структурирование предмета планирования помогает сделать план реалистичным, избежать глобальности и расплывчатости.

4 шаг — анализ результатов работы и состояния коллектива.

Необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, их уровень развития, интересы, способности, индивидуальные особенности, а также условия, в которых педагог будет работать, специфику учреждения и образовательного процесса. Кроме того, классный руководитель должен осознавать свой собственный профессиональный уровень. На данном этапе планирующий свою деятельность должен определить направления анализа и осуществить его.

5 шаг — обобщение результатов анализа. Это логическое завершение предыдущего шага, в результате которого должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, т. е. определяется база данных — отправная точка для моделирования деятельности.

6 шаг — целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге.

7 шаг — коллективное планирование, которое предполагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе.

8 шаг — выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются формы, методы, содержание, позволяющие решить поставленные задачи; определяются взаимосвязи с теми, кто может помочь в достижении результатов. Прогноз продолжается, результаты уточняются, конкретизируются, выбираются способы их контроля и оценки.

9 шаг — распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.

10 шаг — оформление (написание) плана. Опытные педагоги и руководители планируют сразу на бумаге. Но детально, логично, точно, кратко, конкретно можно изложить свои действия только тогда, когда они осмыслены.

Общий алгоритм планирования подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Для того чтобы получить задуманный результат, процесс планирования должен быть беспрерывным, систематичным, тогда изложенный алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие) и т.д.

 

В зависимости от условий взаимодействие педагогического и ученического коллективов, процесс планирования воспитательной работы может проходить на нескольких уровнях:

1   уровень — педагоги привлекают обучающихся к планированию;

2   уровень — совместное планирование педагогов и детей:

3   уровень — педагоги помогают обучающимся в планировании.

На всех уровнях взаимодействие предполагает участие детей (с различной степенью активности) в анализе воспитательной работы, выдвижении задач, отборе содержания и форм работы, обсуждении планов.

 

При планировании следует помнить об использовании потенциала шестого школьного дня в воспитательной работе учреждения. В этот день необходимо проведение с обучающимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и других воспитательных и развивающих мероприятий.

 

Результатом процесса планирования являются планы, содержащие цели и задачи, определяющие последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимых для достижения поставленных целей. По содержанию, структуре, форме планы могут отличаться в разных учреждениях общего среднего образования. Но для каждого учреждения следует принять свою единую форму планирования (рассмотрим во 2 вопросе). Главное, чтобы она помогала в организации идеологической и воспитательной работы, являлась удобной для использования и оперативной корректировки, чтобы план был рабочим, а не формальным документом. Важно, чтобы структура плана позволяла видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы и изменения, а также отражала взаимодействие участников педагогического процесса. Следует помнить оработе с родителями, взаимодействии с другими педагогами и коллективами и т. д.

В план можно отдельно включить работу с обучающимися, требующими особого педагогического внимания; с ученическим активом; ученическим самоуправлением; общественными объединениями; методическую работу самого педагога.

 

План можно рассматривать как систему мер, ранжированную по срокам. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач. Если процесс планирования рассматривается только как административное требование, то план будет носить формальный характер и не будет ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависит от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.

 

 

Социально-педагогическая характеристика класса

(примечание:заполняется на начало и конец учебного года, для вновь назначенных классных руководителей заполняется на конец первой четверти)

         рекомендации по составлению характеристики класса:

I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.

  • Количество учащихся
  • Из них мальчиков, девочек
  • Возрастной состав
  • Были ли слияния с другими классами, есть ли прибывшие ученики (из каких школ)
  • Смена классного руководителя

II. Содержание и характер учебной деятельности:

  • Общая характеристика успеваемости, дисциплины
  • Наличие контроля за оценками отдельных учеников
  • Дисциплина на уроках, кто нарушает?
  • Пропуски уроков

III. Жизнь класса вне учебных занятий:

  • Интерес к кружкам, экскурсиям, коллекционированию и т.д.
  • Участие классного коллектива в общешкольной жизни
  • Проявление сознательной дисциплины
  • Влияние на класс родительской общественности
  • Общественно полезный труд в классе, школе

IV.Руководство классным коллективом и его организацией

  • Актив класса, его работа (выделить лучших)
  • Участие в школьных мероприятиях
  • Наличие неформальных лидеров, причины их влияния на класс
  • Наличие отверженных

V. Взаимоотношения внутри коллектива:

  • Степень сплоченности
  • Проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи
  • Наличие или отсутствие группировок
  • Особенности взаимоотношения между мальчиками и девочками
  • Эмоциональное неблагополучие отдельных детей

VI. Общие выводы

  • Уровень развития коллектива
  • Характер общего эмоционального климата в коллективе
  • Дисциплинированность
  • Определение основных недостатков в организации жизни коллектива

Характеристика должна содержать достаточное количество обоснованных конкретных педагогических выводов, учитывающих специфику данного коллектива.

 

Раздзелы сайта