Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Рыхтуемся да экзаменаў

Рекомендации психолога:

как эффективно подготовиться к экзаменам и ЦТ 

Подготовка к сдаче экзаменов и ЦТ – напряженный и ответственный этап в жизни каждого выпускника. В этот период школьникам зачастую катастрофически не хватает времени, они устают, недосыпают... Как наиболее эффективно подготовиться к контрольным испытаниям и не навредить своему психическому и физическому здоровью? Как научиться мобилизовать себя и овладевать собственными эмоциями? Как организовать себя в период подготовки к экзаменам?

Организация времени в период подготовки
к экзаменам и ЦТ

У каждого человека вырабатывается свой ритм жизни, и в период подготовки к экзаменам и ЦТ его коренным образом менять не стоит. Особое внимание необходимо обратить на организацию учебного и свободного времени, внести некоторые коррективы для более продуктивного его использования. С этой целью необходимо установить причины его недостатка, то есть в течение хотя бы нескольких дней проанализировать количество времени, затраченного на выполнение определенных дел.

Самонаблюдение – это хороший способ получения новой информации о себе, о собственной занятости, это возможность проверить свою готовность учиться организовывать время. Природа предоставила в наше распоряжение время, которое может отнять у нас всякий, кто этого захочет. Но важно не позволять ускользнуть ему и проанализировать причины его потери, а именно:

  • не умею отделять важные дела от второстепенных;
  • не применяю эффективные приемы запоминания учебного материала;
  • не знаю своих биологических ритмов, часов наиболее высокой  умственной работоспособности;
  • отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго);
  • не умею говорить «нет»;
  • не довожу начатое дело до конца;
  • много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел не дохожу;
  • не всегда предварительно планирую свой день;
  • начиная новое дело, долго раскачиваюсь;
  • откладываю дела, поступки, действия до какого-нибудь срока;
  • личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и др.).

Определите хотя бы три основные причины «поглотителя» своего времени и попытайтесь устранить их.

Рассмотрим одного из главных виновников потери времени – привычку оставлять дела на потом. 

Привычка откладывать дела на потом

Промедление часто не осознается человеком, так как для многих оно вошло в привычку. Это защитный механизм в сохранении своего «я»: лучше отложить дела на потом, нежели встретиться с реальностью сейчас. 

Иллюзорное представление о себе заставляет переносить запланированное действие и мотивировать это так: «Я должен быть совершенным»; «Все, что я делаю, должно получаться легко и без особых усилий»; «Я никогда не должен проигрывать» и др. Кто в это верит, не может проиграть, потому что никогда по-настоящему не участвует в состязаниях. Безопаснее ничего не предпринимать, чем рискнуть и проиграть. Некоторые постоянно откладывают свои дела на неопределенный срок. Можно задать себе несколько вопросов: что изменится вокруг меня, если я не так хорошо справлюсь с заданием? насколько все будет плохо? что со мной произойдет?

Школьники часто сильно преувеличивают ситуацию. На некоторые события они реагируют так, будто начинает рушиться жизнь. Ожидание катастрофы парализует. Надо понять, что это только собственные фантазии, выросшие из страхов. Следует отметать отрицательные установки, контролировать свои мысли, не позволять негативному мышлению завладеть сознанием. Положительные мысли нужно культивировать, следует приучить к ним свой мозг. Позитивное самопрограммирование уравновешивает эмоциональное состояние, освобождает психические процессы для активной внутренней работы. Необходимо помнить, что когда учащийся непосредственно занимается делом, то тревога уходит, так как энергия используется на конструктивное решение задач.

Потерю времени также существенно сократит применение некоторых способов запоминания учебного материала.

Как лучше запомнить учебный материал

Для более эффективного запоминания учебного материала необходимо использовать разные виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. Выясните свой ведущий тип памяти, с помощью которого вам легче усваивать информацию, и в дальнейшем постарайтесь организовать работу так, чтобы применять именно его.

Осмысленность и прочность запоминания существенно повышает логическая работа с материалом с опорой на образные связи. Необходимо вызывать соответствующие образы, представить их зрительно, ассоциировать с учебным материалом.

Осознанному запоминанию способствует смысловая группировка учебного материала. Для этого необходимо:

  • разделить материал на части, в каждой выделить главное; придумать к каждой заголовки, которые служат смысловой опорой запоминания;
  • установить связи между выделенными частями изучаемого материала и понять логическую последовательность их расположения;
  • прочитать материал полностью, определить его общий смысл.

При таком способе заучивания все его части запоминаются не изолированно, а в связи друг с другом. Это имеет большое значение для его осознанного понимания и воспроизведения.

Чтобы лучше усвоить информацию, применяют прием сравнения. Установление только общего в учебном материале затрудняет его припоминание .

Для более быстрого запоминания учебного материала рекомендуется использовать мнемонические приемы. С этой целью необходимо как бы завязывать «узелки на память». Например, чтобы запомнить число 1357, необходимо внимательно рассмотреть цифры. Можно увидеть, что они нечетные и каждая последующая больше предыдущей на два.

Также применяют прием смыслового кодирования. Например, предлагается запомнить число 314 159. Для продуктивного запоминания необходимо заменить число фразой: «Это я знаю и помню прекрасно». Количество букв в каждом слове соответствует цифрам данного числа .

Важным условием эффективного запоминания и длительного сохранения учебного материала в памяти является повторение. Оно должно быть не пассивным, а активным. Также материал необходимо пересказать. Повторное чтение создает иллюзию знания, так как не происходит осмысленной переработки сведений.

Учебный материал запоминается надолго, если соблюдаются принципы рационального повторения. Суть их состоит в следующем.

1. Необходимо повторять информацию после ее прочтения, так как материал чаще забывается на первых стадиях запоминания (примерно через час, если его только прочитать).  При запоминании текстовой информации второй раз повторять ее желательно через 20 минут после первого, третий – через 6–8 часов (в день запоминания), четвертый – на следующий день, через 24 часа. Чтобы запомнить точные данные, повторять их второй раз лучше через 40–60 минут, третий – через 3–4 часа (в день запоминания), четвертый – в течение следующего дня.

Большое количество осмысленных повторений способствует прочному запоминанию учебного материала.

2. Повторять нужно столькочтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Очень важно в этой ситуации сделать установку на длительный срок, чтобы экзамен не прошел по схеме «сдал и забыл».

3. Промежутки времени между повторениями необходимо по возможности удлинять. Период, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, гораздо важнее для запоминания, чем «рабочие» дни.

4. Сложный материал следует повторять в часы наибольшей умственной работоспособности, а также перед сном, а затем утром, на свежую голову. 

Как подготовиться к централизованному тестированию

Процесс подготовки к тестированию - это длительный и многогранный процесс. Разберемся с некоторыми его особенностями.

Несколько простых, но эффективных рецептов по поводу стратегии подготовки к тестам и тактики их выполнения. Существуют реальные способы повысить тестовый балл. Причем значительно!

Выделяем два периода подготовки: долгосрочный и непосредственно перед экзаменами 

1. Долгосрочная подготовка 

Первое и главное - усиленное изучение того предмета, по которому предстоит тестироваться: чтение учебного материала, обсуждение его с опытными педагогами, выполнение самостоятельных работ, то есть добросовестное изучение предмета в школе и на дополнительных занятиях. Для выпускников прошлых лет - это подготовительные курсы различной длительности в сочетании с самостоятельной работой. Без минимальных знаний не будет положительной оценки, не рассчитывайте на случай или удачу (это не спортлото).

Второе - это основательное знакомство с процессом тестирования. Если вы знакомы с процедурой устного экзамена, потренировались в оформлении сочинения, то ваши результаты на экзамене от этой подготовки обязательно улучшатся. Это справедливо и для тестирования. Статистика доказывает, что люди, хорошо знакомые с процедурой тестирования, показывают стабильно более высокие результаты, чем неопытные испытуемые. Такую тренировку можно пройти на репетиционном тестировании!

В каждом учебном году Республиканский институт контроля знаний совместно с региональными центрами тестирования проводит в столице и регионах три этапа (ноябрь - май) репетиционного тестирования (без выдачи сертификатов).

Репетиционное тестирование проводится по материалам Республиканского института контроля знаний. Обработка бланков ответов и выдача результатов осуществляются по технологиям централизованного тестирования.

Не упускайте эту возможность в своей подготовке к централизованному тестированию!

Правильная, рассчитанная до мелочей многомесячная подготовка и тренировка в выполнении тестов, позволяет повысить тестовый балл на целых 10 очков по 100-балльной шкале. Это дает возможность абитуриенту, прошедшему подобную подготовку, уверенно идти на централизованное тестирование. 

2. Выбор литературы для подготовки к централизованному тестированию

Содержание тестовых материалов не предполагает у тестируемого дополнительных знаний, выходящих за рамки программы для поступающих в вузы. Поэтому в качестве основных учебников при подготовке к тестированию рекомендуются действующие в настоящее время стандартные школьные учебники для 8, 9, 10 и 11 классов.

Запомните: школьные учебники - это ваши основные пособия для подготовки к тестированию!

В качестве дополнительных можно пользоваться многочисленными учебными пособиями для поступающих в вузы.

Опубликованные ранее тесты не являются основным средством для подготовки к тестированию, это лишь способ самопроверки при подготовке. Основное внимание необходимо уделить тщательному и систематическому штудированию школьных учебников.

Пользуясь пробными тестами, тестируемый может заранее познакомиться с некоторыми типами тестовых заданий. Это также прекрасная возможность заранее проверить свои силы, отметив для себя те разделы, в которых вы чувствуете себя неуверенно. Важно не только совпадение ответа, но именно уверенность в своих силах, наличие подлинных знаний.

Ограничение по времени, широта охватываемого материала, довольно внушительное количество заданий, наличие альтернативных ответов, отсутствие необходимости сдавать результаты своих расчетов накладывают свои особенности на выполнение тестовых заданий:

во-первых, требуются мгновенная оценка задания и выбор верного решения, что возможно только при глубоком понимании материала и устойчивых навыках в решении подобных задач;

во-вторых, наличие альтернативных ответов иногда помогает оценить, верно или неверно найдено решение, и позволит его подправлять;

в-третьих, хотя необходимости сдавать свои расчеты нет, следует обратить внимание тестируемого на краткие, ясные и очень аккуратные записи решений или ответов. Это позволяет избежать многих непредвиденных ошибок.

3. День перед тестированием

Советы опытных педагогов абитуриенту о том, как спланировать этот день:

- повторите те разделы, которые знаете хуже всего;

- следует помнить, что монотонность, однообразие в работе понижают активность мозговой деятельности, поэтому при подготовке полезно через каждые 45 минут делать короткие паузы (1-2 минуты) или переключаться на другую деятельность;

- готовьтесь к экзаменам, думайте о том, что справитесь со всеми заданиями, рисуйте картину успеха;

- накануне экзамена не надо себя переутомлять. Вечером прекратите подготовку, примите душ, прогуляйтесь. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать бодрым и отдохнувшим.

Наиболее эффективные способы запоминания информации, предложенные психологами.

I способ. Ценность этого способа - в использовании перерывов при заучивании одного вопроса, одной темы и т.п., но не длинных. Сначала вы повторяете материал через 5 минут, затем - через 1 час, после - через день.

II способ. Организация рационального повторения:

1.Прочитать - повторить.

2. Повторить через 10-15 минут.

3.Повторить через 8-9 часов.

4.Повторить через день.

III способ. Формула успешного повторения: ОЧОГ.

О - ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Бели надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти.

Ч - чтение. Прочитайте текст внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали, установите их связь с главными мыслями. Несколько раз повторите главные мысли в их связи с второстепенными.

О - обзор. Быстро просмотрите текст. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.

Г - главное. Мысленно перескажите текст, или, еще лучше, перескажите его кому-нибудь или себе вслух, припоминая при этом главные мысли. Число повторений должно быть 2-3. 

Рекомендации старшеклассникам

1. Придерживайтесь основного правила: «не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экза­менам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.

2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный матери­ал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утрен­ние часы после хорошего отдыха.

3. Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и пр. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, по­немногу, по частям, сохраняя спокойствие. Составь план занятий. Составляя план на каждый день под­готовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного по­занимаюсь», а какими именно разделами и темами займусь. А также необходимо определить время за­нятий с учетом ритмов организма.

5. К трудно запоминаемому материалу необходи­мо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз — утром.

6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме («план в уме»), а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также прак­тиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.

7. Заучиваемый материал лучше разбить на смыс­ловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необхо­димо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, пред­ставив его в виде схемы типа «звезды», «дерева», «скобки» и т. п. При этом восприятие и качество за­поминания значительно улучшаются за счет боль­шей образности записи.

8. Пересказ текста своими словами приводит к луч­шему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью ум­ственная работа. Вообще говоря, любая аналити­ческая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка ма­териала, нахождение парадоксальных формулиро­вок для него, привлечение контрастного фона или материала и др.

9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам осо­бенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться (соблюдайте ре­жим). Не забывайте о прогулках и спортивных раз­влечениях, делайте перерывы, активно отвлекай­тесь. Хорошо отдыхайте — сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!

10. Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ

Подготовку к сдаче экзаменов можно разделить на две части:
– как готовиться к экзаменам;
– как сдавать экзамены.

I. Как готовиться к экзаменам

Определи для себя, что ты знаешь, а чего не знаешь, прежде всего, для того, чтобы не повторять все подряд, потому что это не имеет смысла и занимает слишком много времени. Определи также, каков уровень этого твоего “знания” и “незнания”.
Для этого необходимо сделать несколько десятков небольших карточек размером в четверть тетрадного листа, а на карточках напиши вопросы по данному предмету.

Внимание! На одной карточке – один вопрос!

Теперь перемешай карточки, затем вытаскивай их по очереди и отвечай на вопросы. Но только честно! Если ты сумеешь ответить на вопрос хорошо – поставь на карточке крестик, если немного хуже – треугольник, если совсем плохо – квадрат.
Можно поиграть с другом или подругой в игру “Экзаменатор и испытуемый”.
При повторении стоит уделить больше внимания тем карточкам, на которых нарисован квадрат, немного меньше тем, где нарисован треугольник, и совсем немного – где нарисован крестик.

Составь план повторения.

За два месяца до начала экзаменов распредели объем материала по неделям.
Более подробный план составляй всякий раз в начале каждой недели: сколько часов ежедневно ты намерен повторять, какие главы.
При этом помни, что лучше всего учится забытый предмет в первые три дня недели, поэтому в следующие три дня лучше повторить то, что выучил раньше. И в той очередности, в какой ты учил эти предметы в первые три дня. Повторение должно занимать несколько меньше времени, чем изучение.
– Накануне вечером, перед сном, в голове попытайся представить, какие темы ты будешь учить завтра и как.
– Неделю перед экзаменом посвяти просмотру всех планов и конспектов.
– За день до экзамена прекрати повторять весь материал (или хотя бы вечером перед экзаменом). Знания должны немного “отлежаться”.

Памятка
Техника повторения перед экзаменом

1. Готовиться к экзамену лучше вдвоем. При этом не нужно заниматься все время вместе. Важно друг другу помогать, объяснять трудные вопросы, переспрашивать.

2. Даты, фамилии, географические или исторические названия выписывай на отдельный лист. Можешь повесить его над столом.

3. Повторяй материал большими частями.

4. Не повторяй, если не понимаешь. Хорошо запоминается только то, что понимаешь.

5. Помни о перерывах в работе.

6. Не забывай о спорте.
 

II. «Как сдавать экзамены? »

Три основных положения сдачи экзамена

1. Хорошая подготовка.
– На экзамен надо придти отдохнувшим.
– Страх очень мешает работе, он парализует тебя. Понервничать можно только чуть-чуть.
– Постарайтесь психологически настроиться на успех. Произносите про себя фразу: “Я смогу сдать экзамен”.

2. Наиболее успешная работа мозга в данный момент, то есть в момент сдачи экзамена.

– Накануне экзамена ничего не делай (никакой умственной работы и много времени на свежем воздухе). Можно заняться рукоделием (для девочек) и спортом (для мальчиков). Можешь посмотреть по телевизору комедию (только комедию!). Постарайся в этот день ни с кем не ссориться. Постарайся также не плакать.
•  Вечером посвяти один час (но только один!) просмотру конспектов, ничего не повторяй, только просмотри.
• В день экзаменов нужно выспаться. В школу желательно прогуляться пешком, не спеша. Постарайся придти за 15 минут до начала экзамена.
•  Старайся сдать экзамен в числе первых – так ты меньше устанешь.
•  Возьми на всякий случай с собой конспекты, учебники – вдруг ты что-нибудь забудешь, тогда сможешь посмотреть перед дверью класса.
•  Шпаргалки добавляют нервности, подумай, стоит ли волноваться еще больше?!
•  Хорошо позавтракай перед экзаменом, включи в завтрак сладкое.
•  Какое-то время после сдачи одного экзамена посвяти отдыху, не начинай сразу готовиться к следующему экзамену. Отдых – на твой вкус, но лучше больше движений, свежего воздуха и положительных эмоций.

3. Техника сдачи экзамена.

Письменные работы
•  На экзамене более быстрый темп, чем на уроке, будь готов к этому.
• После того как ты напишешь название работы, либо прочитаешь и перепишешь задание, сделай перерыв на несколько минут. Между отдельными заданиями тоже делай спокойные перерывы (по минутке).
•  На черновике решай сначала более легкие для тебя задания, постепенно переходя к более трудным.
•  Каждое действие – даже самое простое – сразу же проверяй.
•  В сочинении или изложении обязательно составь подробный план, запиши все мысли и пронумеруй их.
Устные ответы
•  оденься так, чтобы удобно себя чувствовать.
•  поза при ответе очень важна. Вспомни, как ты готовился к уроку-зачету. Стой свободно, прямо, с поднятой вверх головой. Говори громко и свободно. Не бойся время от времени смотреть в глаза преподавателям.   

Дети-синтетики

Краткая психологическая характеристика

Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.

Основные трудности

Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конспекты, некоторые из них составляют план после того, как работа написана. Они редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать её в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других. При тестировании синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности – от общего к частному.

При обобщении каждой темы следует её обобщить, выделить основные блоки и наполнять их конкретным содержанием.

При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании; что здесь является главным, на что стоит обратить внимание в первую очередь?

Во время проведения экзамена в начале работы синтетикам стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться. Синтетикам может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе. «Сначала просмотри и подумай, в какой последовательности ты будешь выполнять задания».

Тревожные дети

Краткая психологическая характеристика

Для тревожных детей учебный процесс сопряжён с определённым эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учёбой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде ( контрольная работа, диктанты и т.д.).

Каким образом можно распознать тревожного ребёнка?

Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причём это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Тревожные дети задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли. При выполнении индивидуального задания они обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

Основные трудности

Наиболее трудной стороной тестирования для тревожного ребёнка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки.

  • Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящего экзамена и значимости его результатов.
  • Задача взрослого – создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной работой».

Во время проведения экзамена.

Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребёнку: «Я здесь, я с тобой, ты не один».

Неуверенные дети

Краткая психологическая характеристика

Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не смогут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям. Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют собственную точку зрения. Неуверенные дети подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

Основные трудности

Не умеют опираться на собственные ресурсы и принимать самостоятельные решения.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки очень важно, чтобы неуверенный ребёнок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора.

При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций (например: «Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение.

Во время проведения экзамена неуверенного ребёнка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя всё получится», «Ты обязательно справишься». Если ребёнок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? И предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?»

Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай ещё», «Поразмысли хорошенько».

Это только усилит тревогу и никак не продвинет выполнение задания.

Непроизвольные дети

Краткая психологическая характеристика

Гораздо чаще «невнимательные» дети – это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.

Основные трудности

Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объёме знаний могут нерационально использовать время.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки.

  • Очень важно научить ребёнка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, составление списка необходимых дел …
  • Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно.
  • Следует оказать помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты сейчас что делаешь?»
  • Возможно использование внешних опор. Например, ребёнок может составить план своей деятельности и зачёркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ученик научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.

Перфекционисты и «отличники»

Краткая психологическая характеристика

Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Всё, что они делают, должно быть замечено и должно получить соответствующую оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими.

Основные трудности

Им недостаточно выполнить минимально необходимый объём заданий, им нужно сделать всё, причём безошибочно. Ещё один возможный камень преткновения для них – это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки.

  • Важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания.
  • На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения, и не нужно будет делать всё подряд.
  • Во время проведения экзамена его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» - и по необходимости тактично скорректировать его планы. В ходе экзамена можно время то времени интересоваться: «Сколько тебе ещё осталось?» - и помогать скорректировать собственные ожидания. («Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию»).

Астеничные дети

Краткая психологическая характеристика

Основная характеристика – высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности её коррекции крайне ограничены.

Основные трудности

Тестирование требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения усталости.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки.

  • При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых ожиданий, которым ребёнок не сможет соответствовать.
  • Очень важен оптимальный режим подготовки: необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать.
  • Родителям стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребёнка с помощью витаминов или травяных сборов.

Во время проведения экзамена. Следует иметь в виду, что таким детям требуется несколько перерывов, поэтому их не следует торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких перерывов.

Гипертимные дети

Краткая психологическая характеристика

Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.

Основные трудности

Процедура тестирования требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности, аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом этих детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки

  • Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись».
  • Необходимо развивать у детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания.
  • Основной принцип, которым нужно руководствоваться: «Сделал – проверь».
  • Необходимо создавать ощущение важности экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьёзностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты тестирования.

Во время проведения экзамена гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напомнить о необходимости самоконтороля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны.

Застревающие дети

Краткая психологическая характеристика

Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Застревающие дети основательны и зачастую медлительны. Ещё одна особенность заключается в том, что им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности ещё больше снижается.

Основные трудности

Процедура тестирования требует мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для этих детей.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки

  • Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребёнка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания. «Тебе нужно решить пять задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более двенадцати минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене.

Во время проведения экзамена задача взрослого – по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

Аудиалы и кинестетики

Краткая психологическая характеристика

Известно, что у человека имеется три основных модальности восприятия: аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная) и кинестетическая (тактильная). У каждого человека одна из модальностей является ведущей, определяющий способ получения и переработки информации.

Основные трудности

Тестирование имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя её для аудиалов и кинестетиков.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли чётко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала.

Во время проведения экзамена

Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. В случае затруднения можно рассказать им о том, в чём заключается суть задания. Им не требуется помощь в решении, им нужно просто помочь осмыслить суть задания.

Кинестетикам могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Им также стоит разрешить какую-то двигательную активность.



Раздзелы сайта