Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Обращение. Знаки препинания при обращении

Цель: познакомить с понятием обращение, элементарными способами выражения обращения; формирование умения видеть обращения; выделять обращения знаками препинания; отличать обращения от членов предложения.

Планируется, что к концу урока учащиеся:

- будут знать, что такое обращение,
- будут уметь: выделять обращение в предложении, отличать обращение от членов предложения.

Задачи развития:

- обеспечить условия для развития познавательной активности учащихся;
- способствовать развитию логического мышления, развитию связной речи учащихся; умению работать в парах.

Задачи воспитания:

- совершенствовать этику речевого поведения,
- содействовать воспитанию трудолюбия, воли и настойчивости для достижения конечных результатов,
- создать условия для совершенствования навыков самостоятельной деятельности.

Оборудование: панель-Мультиборд, учебник «Русский язык» 5 класс, «опорные листы», индивидуальные рабочие листы.

Тип урока – урок объяснения нового материала

Ход урока 

1. Организационный момент

Слово учителя:

- Ребята, здравствуйте. Рада видеть вас на уроке.
- Катя, какая сегодня погода?
- Паша, какой сегодня день недели?
- Илья, ты любишь рисовать?

   (Дети отвечают на вопросы

- Ребята, скажите, почему мне отвечали именно вы? Какие слова в моих вопросах вам помогли?

(Были названы имена, к кому обращались

-Правильно. Тема нашего урока

 

2. Целеполагание:

-Скажите, глядя не тему нашего урока, что вы сегодня должны узнать?( ответы учащихся)

-А еще вы узнаете,

  • какое место в предложении занимает обращение;
  • является ли обращение членом предложения;
  • вы научитесь находить обращение в предложении;
  • научитесь составлять предложения с обращением. 

3. Изучение нового материала:

1) -Ребята, откройте учебник на с. 99. Познакомимся с правилом!

 (Учащийся читает правило, а учитель прикрепляет на доске «опорные понятия»)

 

к кому
обращаются
 

сущ. в И.п. 

 
звательная
интонация
 
начало
середина
конец
 
не
является

2) - Ребята, а сейчас послушаем объяснение примеров с обращением.

(Работа с панелью-Мультибордом)                                                           

По окончании видео учащиеся отвечают на вопросы, используя в качестве помощников «опорные листы», помещенные на доске.

3) - Теперь нам надо узнать, как обращение выделяется на письме и от чего это зависит. Посмотрите, какие знаки препинания используются при обращении. Обратите внимание  на то, как обращение обозначается в схемах

Физкультминутка

Дети встаньте…, подтянитесь…., покрутитесь…., улыбнитесь…..

А теперь опять садитесь

4. Практическая работа

1) - Сейчас мы поработаем практически. Пожалуйста, в ваших индивидуальных рабочих листах напишите фамилию, имя, дату.

Прочитайте задание 1 (выводится на экран)

(Учащиеся работают с заданием. Для проверки включаем видео)

- Ребята, если вы так же расставили знаки препинания, поставьте себе  в кружочек  2 балла, если допустили ошибку – 1 балл (учащиеся выставляют себе баллы за работу)

 

2) - Давайте закрепим полученные знания. Ответьте на вопросы:

  • какими знаками выделяется на письме обращение? (запятыми, восклицательным знаком);
  • как в схемах обозначается обращение? (О)

3) Работа с учебником.                                                  

- Читаем условие 1.

- Как вы поняли, вам надо составить предложения по предложенным схемам. Это будет задание 2 в ваших индивидуальных рабочих листах. Вы будете составлять предложения с обращением. Вам надо будет обратиться к своему однокласснику с просьбой и записать предложение по предложенной схеме.

(Учащиеся составляют и записывают предложения с обращением)

(Учитель подходит к учащимся, помогает, проверяет написанное)

- Ребята, если составили предложения по предложенных схемам, поставьте себе в кружочек 2 балла, если допустили ошибку – 1 балл (учащиеся выставляют себе баллы за работу). 

4) - Посмотрите на последний опорный лист. Он вам говорит, что обращение не является членом предложения. Что это значит? (Обращение не может быть ни главным, ни второстепенным членом предложения).

Вам задание 3.

(Учение работает у доски. Учитель сообщает ему полученный балл) 

- Ребята, если составили предложения, поставьте себе в кружочек 2 балла, если допустили ошибку – 1 балл (учащиеся  выставляют себе баллы за работу).

5)  -Теперь вам надо найти обращение в предложении. Посмотрите на задание 4 в ваших листах. Выполните его условие. Ответ запишите цифрами. Поменяйтесь листами с соседом по парте и проверьте его работу ручкой с цветным стержнем. Поставьте ему соответствующий балл.

Ребята проверяют с помощью подсказки на слайде.

5. Обобщение

1) - Мы с вами проделали большую работу. Давайте вспомним то, что делали на уроке, достигли ли мы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока. 

(Учащиеся говорят о том, что делали, что узнали, какие виды работ выполняли…)

- У вас осталось последнее задание. Кто сделает – переверните листок. В конце урока я соберу ваши рабочие листы, проверю правильность выполнения вами заданий и выставлю вам отметку. На следующем уроке вы сами решите, выставлять вам отметку или нет (так как эта работа выполнялась по новому материалу).

(Учащиеся работают над последним заданием)

6. Рефлексия

- Наш урок подходит к своему завершению, и я хочу предложить вам сделать свой выбор

7. Домашнее задание. Комментирование.

- Благодарю всех за урок. До свидания.

Раздзелы сайта