Урок русского языка в 4 классе
Презентация "Дательный падеж имён прилагательных"
Тема: Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода
Цель: планируется, что к концу урока учащиеся научатся писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода
Задачи: закреплять умения склонять имена прилагательные, определять падеж имён прилагательных в словосочетаниях с именами существительными; содействовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация с видеоматериалами, ключики к успеху (рефлексия)
Ход урока
Организационный момент
Звонкий звонок позвал вас на урок!
Актуализация изученного материала
Приглашаю вас всех стать в центр класса для получения пропуска для работы на сегодняшнем уроке.
Игра «Ваш пропуск, ребята» ( дети дают определение имени прилагательному, как части речи, называя правило по порядку по одному слову. Выполнение данного условия – пропуск на урок )
Проверка домашнего задания (фронтальная работа)
- С какими словами вы работали сегодня?
- Какая это часть речи?(имена прилагательные)
- Чем объединены эти слова? (в форме родительного падежа ед.ч)
- Чем различаются? На какие две группы можно разделить эти имена прилагательные?(Разные окончания в родительном падеже –ого, -его из-за того, что основы слов заканчиваются на мягкий и твердый согласный)
- Какие орфограммы вам встретились, назовите?(безударные гласные, парные согласные, написание разделительного мягкого знака)
Тетрадки передают, получают взамен проверенные с квадратиками коричневого и жёлтого цветов (дифференцированный подход: уровень сложности разный)
Сообщение целей и задач урока
- На нашем уроке сегодня в классе появилась не совсем обычная вещь-сундучок «Языковой» - таит в себе языковую информацию.
Сегодня он настроен на русский язык.
- Как вы думаете, на что конкретно? ( Имя прилагательное, склонение )
- Наша задача: научиться безошибочно записывать имена прил. в Д.п.
- Вспомните алгоритм работы над Р.п, по аналогии давайте попробуем составить схему и записать в наши справочники(В начале года завели тетрадь-справочник, куда вписываем схемы, основной языковой материал)
3. Работа по изучению нового материала
- Открываем справочники.
- Кто поработает у доски? (Коллективное составление схемы под руководством учителя)
- Не забудьте об опознавательных знаках Д.п, которые характерны для имён сущ, будут ли они актуальны для Д.п? (ПРЕЗ.)
Минутка чистописания. Первичное закрепление знаний
Внимание! Сундучок! (презентация)
- Выполните задание из языкового сундучка!
Дети выполняют задание, которое определяет транскрипция.
- Записываем первую строку нашей минутки чистописания.
Сл сло слов слова словарные
- Чтобы записать вторую строку вам нужно будет вспомнить изученные словарные слова, которые вы увидите на экране нашего языкового сундучка. Группа с жёлтыми квадратиками записывает словарные слова, а группа с коричневыми квадратиками – внимание!
- Подберите однокоренные имена прилагательные в форме дательного падежа ед.ч и запишите!
- Внимание! Действуем по принципу: Быстро! Аккуратно! Правильно!
(картинный словарный диктант: океан, велосипед, асфальт, теннис, и т.д.)
Взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями в парах, исправляют ошибки, правильный вариант демонстрирует языковой сундучок на экране телевизора ( количество ошибок в парах на полях, если все правильно +) (през.)
Формирование умений и навыков на готовом материале
Внимание! Сундучок! Загадка! (см.презент.)
Эта птица не умчится
Эта птица возвратится
Пусть кружит под облаками
Хвостик я держу руками. ( Воздушный змей)
- О чем пойдет разговор в дальнейшем? ( Наши задания будут связаны с воздушным змеем)
Вызываю троих детей:
* разобрать словосочетание воздушный змей по составу;
* составить предложение со словосочетанием воздушный змей (И.П);
* звуко-буквенный разбор словосочетания воздушные змеи;
Ребята на местах выполняют предложенные задания по вариантам.
Проверка и оценка работ.
Работа по учебнику (упр.40)
- Прочитать информацию о воздушных змеях, быть готовыми отвечать на вопросы по тексту и вопросы составлять. (Где впервые появились воздушные змеи? Почему змеи считались священными? И т.д)
- Внимание! Сундучок приготовил нам видеоматериал о воздушных змеях! Будьте внимательны! Запоминайте познавательную информацию!
Беседа по содержанию видео (рекомендую использовать!)
Знакомство с новыми словами:
Леер – трос, веревка (для запоминания рекомендую прием ассоциаций ПЛЕЕР)
Ларко – узел (для запоминания рекомендую прием ассоциаций ЖАРКО)
Дифференцированная работа (задания по цвету)
- Я, думаю, что информация будет вам полезна. Открываем учебники.
Работа по учебнику упр. 39
- Выделить окончания, определить падеж (упр.39) Вы сможете нам рассказать, куда может летать воздушный змей? (жёлтые квадратики)
- Упр 40. Выписать словосочетания прил+сущ. в форме Д.п ед.ч (коричневые квадратики)
Проверка в виде игры «Языковой турнир» (выходят ребята из 2 групп и поочередно объясняют написание окончаний, доказывая свой выбор)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Языковой сундучок предлагает отдохнуть! (Муз. композиция «Потанцуй-ка»)
Закрепление изученного материала
Внимание! Сундучок! Для любознательных!
Рубрика «Это интересно!» (факты: односложное прилагательное -злой, прилагательное, которое содержит подряд три буквы е – длинношеее, прилагательные, которые перешли в разряд существительных: прачечная, парикмахерская, кладовая) Презентация
Работа в парах
- Вспомним, что такое антонимы?
Упр. 41 (устно) подбираем антонимы, записываем пары слов в форме дательного падежа единственного числа
Работа в парах, проверка.
Домашнее задание (комментирование) упр. 46, справочник
Подведение итогов урока
Внимание! Сундучок!
Тест (см. презентацию)
- С какой частью речи согласуется прилагательное?
С) С глаголом
Т) С предлогом
У) С существительным
- На какой вопрос отвечает прилагательное м.р и ср.р в Р.п?
А) –ым, -им.
Д) –ого, -его.
З) –ому, -ему.
- На какой вопрос отвечает прилагательное м.р и ср.р в Д.п?
А) Какому?
Б) Какого?
В) Каким?
- Какие окончания имеют имена прилагательные м.р и ср.р в Д.п?
М) –ая, -яя
Л) –ым, -им
Ч) –ому, -ему
- Найди словосочетание «прил.+сущ.»(Д.п, ед.ч) ?
К) Поехать по дороге
И) К дорогому другу
П) Без единой ошибки
Проверка: ключевое слово УДАЧИ!
Рефлексия
- Внимание! Сундучок!
- Определите, на сколько вы сегодня на уроке были успешными. Сундучок предлагает выбрать цвет ключиков к успеху:
Все понятно - желтый
Чуть-чуть сложно - зелёный
Научу другого – красный
Урок закончен. Спасибо за работу!