Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Школьная адаптация

Рекомендации для родителей первоклассников

Рекомендации самые что ни на есть банальные: полноценный отдых первоклассника с обязательными прогулками на свежем отдыхе, регулярный режим питания со всеми необходимыми витаминами, спокойный 10-часовой сон.

1. Родители должны быть особенно внимательны к ребёнку в период адаптации к школе. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

2. Не загружайте новоиспечённого ученика внешкольными занятиями – кружками, секциями.

3. Дома – без оценок. Помните, что многие впоследствии гениальные люди не отличались большими успехами в начальной школе.

4. Поговорите с ребёнком и объясните, что он уже взрослый и что в школе обращаться с ним будут не только так, как он привык раньше.

5. Даже если вы каждый день провожаете и встречаете первоклассника, дорога до школы должна быть ему хорошо знакома. Несколько раз, не торопясь, прогуляйтесь с ребёнком до школьного здания. По пути обратите его внимание на светофоры, подземные переходы, опасные участки пути. На всякий случай научите ребёнка самостоятельно отпирать и запирать дверь. И помните, что он обязательно должен иметь запасной ключ от квартиры.

6. В школу будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его утром, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

7. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придётся много поработать.

8. При прощании не напутствуйте ребёнка: «Смотри, не балуйся» или «Веди себя хорошо», «Чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Лучше будет, если вы пожелаете ему удачи, подбодрите его, найдёте несколько ласковых слов. У вашего первоклассника впереди трудный день.

9. Встречайте после школы ребёнка спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться впечатлениями, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его. Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.

10. Чаще разговаривайте о вашем ребёнке с учителем. Выслушав его замечания, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.

11. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки».

12. Во время приготовления уроков не «сидите над душой», дайте возможность ребёнку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, всё получится», «Давай разберёмся вместе»), похвала помогут лучше.

13. Старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми, не зависят от ребёнка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

14. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, разговоры с другими членами семьи.

15. Если у вас что-то не получается, возникают трудности во взаимоотношениях с ребёнком, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней и литературу для родителей.

16. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое настроение. Чаще всего – это показатели утомления и трудностей в учёбе.

17. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.


Адаптация к школе - это самое тяжелое время для ребенка.
Это сложный и длительный и  процесс, который сложен не только для ребенка, но и для родителей, да и учителям не позавидуешь.

Любые неадекватные состояния ребенка в начале учебного года - это не каприз, а закономерность. Что делать?


Школьная адаптация – процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков и т. д. Другими словами, от того насколько ребенок способен усваивать учебный материал, как относится к школе и к обучению, насколько хорошо умеет общаться со взрослыми и сверстниками зависит формирование благополучной адаптации либо дезадаптации.

Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок:

  • Режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне способности ребенка регулировать свое поведение, организовать свою деятельность);
  • Коммуникативные трудности (чаще всего наблюдается у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
  • Проблемы взаимоотношений с учителем;
  • Проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.

Степень адаптации ученика к школе можно разделить на несколько уровней:

1. Высокий уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; решает усложненные задачи; внимательно слушает указания, объяснения учителя, что очень важно, выполняет поручения без внешнего контроля, всегда готовится к урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение.

 

2. Средний уровень адаптации.

Для учащегося данной группы характерно также положительное отношение к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний. Школьник понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, самостоятельно решает типовые задачи, сосредотачивает внимание под контролем взрослых, готовится к урокам и выполняет домашнее задание почти всегда, общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

 

3. Низкий уровень адаптации.

Первоклассник отрицательно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа затруднена; необходим постоянный контроль, к урокам готовится нерегулярно; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.  Фактически это уже показатель школьной дезадаптации.

С этим понятием связывают отклонения в школьной деятельности, которые проявляются в форме нарушений учебы, поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Помимо общего понятия школьной дезадаптации, встречаются такие нарушения как «Школьная фобия», «школьный невроз». Как правило школьный невроз проявляется в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки и т. д. Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которая проявляется в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников.

Другой причиной возникновения дезадаптивного поведения может быть чрезмерное переутомление и перегрузка.

Главная причина дезадаптации в младших классах, связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом.

Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.

Данный компонент предполагает развитие у детей потребностей в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы.

Пример. Одна девочка Наташа закончила первый класс с похвальным листом, а во втором классе у нее появились четверки по русскому языку.

В силу своих способностей ей не давался русский язык. С этими четверками не могла смириться Наташина мама. Мама желала пятерок. Это не могло не вызвать напряженности, тревожности в поведении девочки на уроке. А тревожность, боязнь неудач не могла в свою очередь, не привести к снижению ее внимания. Появились ошибки, исправления не только по русскому языку, но и по другим предметам. Реакция мамы – неодобрение, оскорбления. Часто мама сравнивала Наташу с другими, более удачливыми одноклассниками.

Таким образом, детские неудачи зачастую оказываются следствием родительских неудовольствий и разочарований. Это случается там, где родительские требования основаны не на понимании и учете реальных возможностей ребенка, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. А крах родительских надежд неминуемо становится для детей источником страданий, неудач, потери уверенности в родительской любви, а значит и уверенности в себе. Причиной родительских тревог в данном случае оказались ложные, завышенные требования родителей, из-за которых отношения с ребенком стоятся по формуле известной песенки: «Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу».

Нормальный ребенок естественно протестует против того, что любовь родителей адресована не ему лично, а некоторому идеалу, на которого ребенок не похож и не всегда хочет походить. Детский протест отливается в такие формы как капризы, упрямство, грубость, а также замкнутость, отчужденность, уход в себя. Поэтому необходимо любить детей такими, какие они есть.

 

     «Я люблю тебя таким, какой ты есть. Но я не люблю разбросанные вещи (вранье, драки, грязь, исправления в твоих тетрадях). Давай попробуем не любить это вместе! – такова формула родительской любви, принимающей ребенка в его уникальности и неповторимости, но не закрывающей глаза на его недостатки.

Разделы сайта