Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

П.Непорожный «Чудо, которое рядом» (2 класс)

Урок русской литературы во 2 классе

Тема: П.Непорожный «Чудо, которое рядом. Чудо, которое везде. Чудо, которое все умеет.»

Цель: планируется, что к концу урока учащиеся смогут называть призаки  научно-познавательного  рассказа;

Задачи: способствовать формированию навыков аналитического чтения, умения логично и аргументировано излагать свои мысли; дать первичное представление об электричестве, его пользе; развивать познавательный интерес, логическое мышление; воспитывать любознательность, бережное отношение к использованию электроэнергии.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: микрофон, лампочки; карточки с частушками; запись выступления Берегоши; материалы для инсценировки

Ход урока

1. Организационный момент.

Мы продолжим путешествие по таинственной Стране вопросов и ответов.

Пока вам очень мало лет, 
На свете жить не просто 
Такой большущий этот свет
В сравненье с вашим ростом. 
Вы подрастали день за днём,
Как все на свете дети
Вы всё на свете узнаёте
Об этом самом свете.

- Что интересного вы узнали об этом самом свете на прошлом уроке?

2. Артикуляционная разминка

*  кончиком языка провести по зубам

* задуть свечу

* у вас в руке ароматный тюльпан, понюхайте его

3. Проверка домашнего  задания

Выразительное чтение текста

Игра «Волшебный микрофон» ( дети читают стихи, сочиненные дома)

Хоровое рассказывание песенки о цветах радуги

- Итак, радуга – это красиво, радуга – это чудесная картина на небе. Очень часто мы произносим: «Вот это да! Настоящее чудо!»

4.Постановка целей и задач урока

- А что обозначает это слово?  ( из словаря «нечто  небывалое, поразительное, удивляющее своей необычностью)

- Подберем однокоренные  к слову (чудеса, чудесный, чудить)

- Подберём как можно больше слов на каждую букву слова

Ч

У

Д

О

- Чудес на земле много! И о некоторых из них мы сегодня поговорим

По тропинке я бегу,
Без тропинки не могу
Где меня, ребята, нет –
Не зажжётся в доме … свет

- Правильно, это свет, по-другому электричество. Свет, электричество – это чудо? Доказать или опровергнуть это утверждение мы попробуем сегодня на уроке. А поможет нам научно-познавательный рассказ П.Непорожного «Чудо, которое рядом»

5. Работа над новым материалом

- Как вы думаете, почему познавательный?

Чтение учителем текста.

Докажите, что электричество – это чудо.

Самостоятельное чтение рассказа .

Задание: подумайте, о каких ещё чудесах идёт разговор в тексте.

Выборочное чтение (найти и зачитать)

Как же появилось электричество? (рассказывает подготовленный ученик)

Электрическое освещение появилось в Европе  в конце девятнадцатого века и использовалось для освещения улиц. Электрическая лампа стала важным открытием того времени. Первая лампочка зажглась в 1887 году. Её изобрел американский физик Томас Эдисон. Почему лампочка горит? Нажимая кнопку выключателя, мы соединяем проводки, по которым в лампу стремится поток заряженных частиц. В лампе на тонких проволочках ножках подвешена спираль из особого металла – вольфрама. Эта спираль обладает особым свойством – заряженные частицы по ней  не могут двигаться. Поэтому нить спирали накаливается и начинает светиться. Вырабатывается ток на электростанциях специальными машинами – генераторами. Генератор вращается с помощью турбины, для которой используется вода, пар или атомная энергия. Топливо стоит больших денег, поэтому электричество надо беречь.

6. Закрепление изученного материала

- Посмотрите, казалось бы щелк и все просто. Однако какой сложный процесс. Чтобы зажечь лампочку ,  сколько нужно затрат произвести.

Выборочное чтение

- Найдите загадку в тексте.

- Какие лампочки бывают?     

- У нас в гостях НАКИ и ЛЮМИ.

Выходят девочки, в руках держат лампочку накаливания и энергосберегающую лампочку.

Выступление ребят.

Я ЛЮМИ – энергосберегающая лампочка и потребляю меньше электроэнергии, чем НАКИ. Я обеспечиваю такое же количество света как и обычная лампочка, но потребляю энергии на 70-80 % меньше, служу в 5-6 раз дольше обычной, а значит, менее отрицательно воздействовать на природу.

А я ваша старая подружка НАКИ, обыкновенная лампочка накаливания. Вы часто видите и дома, и в школе. Я не энергосберегающая, поэтому моя подружка Люми меня скоро заменит. Я не возражаю, ведь это полезное изобретение.

- Прекрасно, что люди передают из поколения в поколение накопленные знания и опыт.

- Автор утверждает, что электричество везде! Докажите словами из текста

- Что умеет делать электричество? Приведите слова, обозначающие действия предмета.(Двигать, зажигать, включать бытовые приборы)

Физкультминутка (поём частушки)

1. Начинаем петь частушки

На энерготему,

Будем вместе мы решать

Важную проблему.

2. Электричество в квартире

Я усердно берегу:

Я приборы отключаю

И спокойно спать могу.

3. Экономили мы свет

Целый год недаром.

И теперь мы всей семьёй

Едем на Канары.

4. Я учусь быть бережливым,

Экономным быть хочу.

Даже папу, даже маму

Экономить научу!

- Замечательные частушки вы пропели. Прекрасно! Стремитесь быть экономными!

Вот и пришло время послушать полезные советы  об экономии  ведущего знатока бережливости – Берегоши. (запись прослушивается, текст привожу ниже)

- Здравствуйте, ребята! Послушайте, запомните, а кто знает , просто повторите мои важные советы, а главное выполняйте их всегда.

  • Выключайте свет, если вы в нем не нуждаетесь;
  • Отключайте от сети на ночь электроприборы;
  • Включайте технику только тогда, когда нужно;
  • Чаще протирайте плафоны;
  • Используйте стиральную машинку при полной загрузке
  • Почаще размораживайте холодильник
  • Используйте энергосберегающие лампы
  • Устанавливайте автоматические выключатели.

А теперь послушайте мой вопрос: Какие электроприборы самые неэкономичные и почему?

Спасибо за внимание. С вами был самый экономный, бережливый и заботливый Берегоша.  До новых встреч!

Дети отвечают на вопрос Берегоши, который прозвучал в письме.

А сейчас, ребята, мы возвращаемся к нашему рассказу, чтобы выполнить несколько заданий.

Работа по учебнику

Найдите отрывки,  которые бы мог прочитать весёлый человечек

Стр. 112 - 1-ый абзац. Найдите самое короткое предложение. Используйте его как основу для составления задачи. (Задача о розетках)

- А сейчас мы все отправляемся в театр на поучительное мини-представление. «Про бабку, про дедку, про внука Пашу и бесхозяйственность нашу» (бабушка, дед, автор, внучок)

А: На краю деревни в маленькой избушке

Жили не тужили старик со старушкой.

Жили-поживали за большим забором,

Относились бережно к электроприборам.

Днём - на огороде, вечером, скучая,

Чай с печеньем пили , внука поджидали:

«Вот приедет внучек, будет нам утеха!»

Дни летели быстро, вот и внук приехал.

Обошёл деревню, сказал по-хозяйски:

«Милая ,бабуля, уголок тут райский!

Очень свежий воздух, чудная природа.

Надо  бы побольше тут собрать народа.

Пусть приедут Толя, Петя и Андрей,

Сразу вам с дедулей станет веселей.»

И пошло веселье в маленькой избушке…

Бедный старичок и бедная старушка!

Молока коровы больше не дают:

Каждый день стреляют из петард салют.

Пенья птиц в деревне не слышит народ:

День и ночь играет там магнитофон.

Телевизор, плейер, радио поёт,

И мобильник тоже спать всем не даёт.

Светится избушка, словно бы дворец…

Только наступил каникулам конец.

Уезжает в город радостный народ,

А бабуле с дедом скоро счёт придёт.

Счёт пришёл, а там нолей

Сколько у недели календарных дней.

Старикам придётся счёт тот оплатить,

А потом не мешкая внука научить

Относиться с уважением к энергосбережению!

- Чему нас научила эта история?

7. Домашнее  задание

Выразительное чтение текста о чуде; составить по 3 вопроса к этому тексту; подготовиться к инсценировке истории о Пашке ( по желанию)

8. Подведение итогов. Рефлексия

- Почему рассказ называется научно-познавательный?

- Какое открытие вы сделали на сегодняшнем уроке?

- Почему мы должны быть бережливыми?

Оцените свою работу на уроке. Определите, все ли у вас получалось, все ли вам понятно:

* если «да!» - две руки вверх

* если «были трудности» - одна рука вверх

* если «было очень-очень трудно» - руки на парте

 

Разделы сайта