Урок русской литературы во 2 классе
Тема: П.Непорожный «Чудо, которое рядом. Чудо, которое везде. Чудо, которое все умеет.»
Цель: планируется, что к концу урока учащиеся смогут называть призаки научно-познавательного рассказа;
Задачи: способствовать формированию навыков аналитического чтения, умения логично и аргументировано излагать свои мысли; дать первичное представление об электричестве, его пользе; развивать познавательный интерес, логическое мышление; воспитывать любознательность, бережное отношение к использованию электроэнергии.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: микрофон, лампочки; карточки с частушками; запись выступления Берегоши; материалы для инсценировки
Ход урока
1. Организационный момент.
Мы продолжим путешествие по таинственной Стране вопросов и ответов.
Пока вам очень мало лет,
На свете жить не просто
Такой большущий этот свет
В сравненье с вашим ростом.
Вы подрастали день за днём,
Как все на свете дети
Вы всё на свете узнаёте
Об этом самом свете.
- Что интересного вы узнали об этом самом свете на прошлом уроке?
2. Артикуляционная разминка
* кончиком языка провести по зубам
* задуть свечу
* у вас в руке ароматный тюльпан, понюхайте его
3. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение текста
Игра «Волшебный микрофон» ( дети читают стихи, сочиненные дома)
Хоровое рассказывание песенки о цветах радуги
- Итак, радуга – это красиво, радуга – это чудесная картина на небе. Очень часто мы произносим: «Вот это да! Настоящее чудо!»
4.Постановка целей и задач урока
- А что обозначает это слово? ( из словаря «нечто небывалое, поразительное, удивляющее своей необычностью)
- Подберем однокоренные к слову (чудеса, чудесный, чудить)
- Подберём как можно больше слов на каждую букву слова
Ч
У
Д
О
- Чудес на земле много! И о некоторых из них мы сегодня поговорим
По тропинке я бегу,
Без тропинки не могу
Где меня, ребята, нет –
Не зажжётся в доме … свет
- Правильно, это свет, по-другому электричество. Свет, электричество – это чудо? Доказать или опровергнуть это утверждение мы попробуем сегодня на уроке. А поможет нам научно-познавательный рассказ П.Непорожного «Чудо, которое рядом»
5. Работа над новым материалом
- Как вы думаете, почему познавательный?
Чтение учителем текста.
Докажите, что электричество – это чудо.
Самостоятельное чтение рассказа .
Задание: подумайте, о каких ещё чудесах идёт разговор в тексте.
Выборочное чтение (найти и зачитать)
Как же появилось электричество? (рассказывает подготовленный ученик)
Электрическое освещение появилось в Европе в конце девятнадцатого века и использовалось для освещения улиц. Электрическая лампа стала важным открытием того времени. Первая лампочка зажглась в 1887 году. Её изобрел американский физик Томас Эдисон. Почему лампочка горит? Нажимая кнопку выключателя, мы соединяем проводки, по которым в лампу стремится поток заряженных частиц. В лампе на тонких проволочках ножках подвешена спираль из особого металла – вольфрама. Эта спираль обладает особым свойством – заряженные частицы по ней не могут двигаться. Поэтому нить спирали накаливается и начинает светиться. Вырабатывается ток на электростанциях специальными машинами – генераторами. Генератор вращается с помощью турбины, для которой используется вода, пар или атомная энергия. Топливо стоит больших денег, поэтому электричество надо беречь.
6. Закрепление изученного материала
- Посмотрите, казалось бы щелк и все просто. Однако какой сложный процесс. Чтобы зажечь лампочку , сколько нужно затрат произвести.
Выборочное чтение
- Найдите загадку в тексте.
- Какие лампочки бывают?
- У нас в гостях НАКИ и ЛЮМИ.
Выходят девочки, в руках держат лампочку накаливания и энергосберегающую лампочку.
Выступление ребят.
Я ЛЮМИ – энергосберегающая лампочка и потребляю меньше электроэнергии, чем НАКИ. Я обеспечиваю такое же количество света как и обычная лампочка, но потребляю энергии на 70-80 % меньше, служу в 5-6 раз дольше обычной, а значит, менее отрицательно воздействовать на природу.
А я ваша старая подружка НАКИ, обыкновенная лампочка накаливания. Вы часто видите и дома, и в школе. Я не энергосберегающая, поэтому моя подружка Люми меня скоро заменит. Я не возражаю, ведь это полезное изобретение.
- Прекрасно, что люди передают из поколения в поколение накопленные знания и опыт.
- Автор утверждает, что электричество везде! Докажите словами из текста
- Что умеет делать электричество? Приведите слова, обозначающие действия предмета.(Двигать, зажигать, включать бытовые приборы)
Физкультминутка (поём частушки)
1. Начинаем петь частушки
На энерготему,
Будем вместе мы решать
Важную проблему.
2. Электричество в квартире
Я усердно берегу:
Я приборы отключаю
И спокойно спать могу.
3. Экономили мы свет
Целый год недаром.
И теперь мы всей семьёй
Едем на Канары.
4. Я учусь быть бережливым,
Экономным быть хочу.
Даже папу, даже маму
Экономить научу!
- Замечательные частушки вы пропели. Прекрасно! Стремитесь быть экономными!
Вот и пришло время послушать полезные советы об экономии ведущего знатока бережливости – Берегоши. (запись прослушивается, текст привожу ниже)
- Здравствуйте, ребята! Послушайте, запомните, а кто знает , просто повторите мои важные советы, а главное выполняйте их всегда.
- Выключайте свет, если вы в нем не нуждаетесь;
- Отключайте от сети на ночь электроприборы;
- Включайте технику только тогда, когда нужно;
- Чаще протирайте плафоны;
- Используйте стиральную машинку при полной загрузке
- Почаще размораживайте холодильник
- Используйте энергосберегающие лампы
- Устанавливайте автоматические выключатели.
А теперь послушайте мой вопрос: Какие электроприборы самые неэкономичные и почему?
Спасибо за внимание. С вами был самый экономный, бережливый и заботливый Берегоша. До новых встреч!
Дети отвечают на вопрос Берегоши, который прозвучал в письме.
А сейчас, ребята, мы возвращаемся к нашему рассказу, чтобы выполнить несколько заданий.
Работа по учебнику
Найдите отрывки, которые бы мог прочитать весёлый человечек
Стр. 112 - 1-ый абзац. Найдите самое короткое предложение. Используйте его как основу для составления задачи. (Задача о розетках)
- А сейчас мы все отправляемся в театр на поучительное мини-представление. «Про бабку, про дедку, про внука Пашу и бесхозяйственность нашу» (бабушка, дед, автор, внучок)
А: На краю деревни в маленькой избушке
Жили не тужили старик со старушкой.
Жили-поживали за большим забором,
Относились бережно к электроприборам.
Днём - на огороде, вечером, скучая,
Чай с печеньем пили , внука поджидали:
«Вот приедет внучек, будет нам утеха!»
Дни летели быстро, вот и внук приехал.
Обошёл деревню, сказал по-хозяйски:
«Милая ,бабуля, уголок тут райский!
Очень свежий воздух, чудная природа.
Надо бы побольше тут собрать народа.
Пусть приедут Толя, Петя и Андрей,
Сразу вам с дедулей станет веселей.»
И пошло веселье в маленькой избушке…
Бедный старичок и бедная старушка!
Молока коровы больше не дают:
Каждый день стреляют из петард салют.
Пенья птиц в деревне не слышит народ:
День и ночь играет там магнитофон.
Телевизор, плейер, радио поёт,
И мобильник тоже спать всем не даёт.
Светится избушка, словно бы дворец…
Только наступил каникулам конец.
Уезжает в город радостный народ,
А бабуле с дедом скоро счёт придёт.
Счёт пришёл, а там нолей
Сколько у недели календарных дней.
Старикам придётся счёт тот оплатить,
А потом не мешкая внука научить
Относиться с уважением к энергосбережению!
- Чему нас научила эта история?
7. Домашнее задание
Выразительное чтение текста о чуде; составить по 3 вопроса к этому тексту; подготовиться к инсценировке истории о Пашке ( по желанию)
8. Подведение итогов. Рефлексия
- Почему рассказ называется научно-познавательный?
- Какое открытие вы сделали на сегодняшнем уроке?
- Почему мы должны быть бережливыми?
Оцените свою работу на уроке. Определите, все ли у вас получалось, все ли вам понятно:
* если «да!» - две руки вверх
* если «были трудности» - одна рука вверх
* если «было очень-очень трудно» - руки на парте