Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Кодекс классного руководителя

Помни: во взаимодействии и взаимоотношениям с воспитанниками должно быть меньше формализма, но больше человеческого общения.

  • Относись   к   ученикам   по-человечески, доброжела­тельно.
  • Никогда   не   унижай, не   оскорбляй детей – свое негативное отношение к тому или иному поступку лучше выразить в доброжелательном, уважительном разговоре; дети в большинстве своем очень ранимы и самолюбивы, поэтому неприятный разговор для ребенка лучше отложить до индивидуальной беседы, в ходе которой надо дать понять ребенку, что, несмотря на случившееся, в него верят, надеются на него.
  • Начиная работу с классом, постарайся, как можно больше узнать о каждом
    ребенке и о классе в целом, а затем постоянно интересуйся жизнью детей, их проблемами.
  • Старайся как можно больше времени проводить с классом: бывать с уче­никами на разных уроках, на экскурсиях, в музеях, ходить с ними в похо­ды, просто разговаривать. Это дает возможность получить подробную ин­формацию о воспитанниках, сплачивает класс и, что немаловажно, помо­гает создать теплые, доверительные отношения между воспитанником и классным руководителем.
  • Стремись понять расстановку сил в своем классе, определи микрогруппы
    класса, выясни, кто является лидером. Если в классе есть лидер, который, очевидно, оказывает негативное влияние на класс, то не стоит вступать с
    этим лидером в борьбу, а лучше постараться повернуть его лицом к себе, перетянуть его на спою сторону, сделать его своим единомышленником.
  • Работай со сложными (в поведении) ребятами в активном сотрудничестве
    с ними и с их родителями.
  • Старайся отталкиваться от положительных черт характера конкретного
    ребенка, отмечай успехи и положительные сдвиги в учебе, в организован­ности, в каком-либо деле. Особо отмечай индивидуальные достижения ре­бенка, формируя у него уверенность в своих силах и знаниях. Всегда знай, что твои поддержка и одобрение - есть выражение веры в силы ученика.
  • Не бери на себя больше, чем ты в состоянии сделать.
  • Поощряй детскую самостоятельность с умом, учи детей этой самостоя­тельности.
  • Учись сомневаться в себе, все время задавай себе вопрос: «Почему я так
    уверен/уверена, что он/она должен/должна быть похож/похожа на меня? У
    него/нее своя дорога, формирующуюся личность. Надо уважать, а не да­вить». Не позволяй ребятам приспосабливаться к требованиям, давай больше свободы, «воздуха».
  • Будь гибким в отношениях с ребятами, умей определить, где нужно быть
    строгим, а где можно посмеяться. Не повышай голос никогда (потом всё
    равно будет стыдно). Старайся все замечания делать с юмором.
  • Стремись быть справедливым ко всем и во всем, никогда не доводи ситуа­цию до конфликта.
  • Люби каждого своего подопечного так, чтобы радоваться его успехам, раз­делять его огорчения и верить в будущее. Если не можешь полюбить, то хотя бы посочувствуй; в то же время не влюбляй в себя детей – пожалеешь.
  • Развивай в детях чувство благодарности, тогда через некоторое время и
    они тебе будут благодарны.

Имей в виду: главное – не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который нам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Помни: учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы но одному предмету, теряют интерес к школе вообще.

Уделяй серьезное внимание учебной работе класса:

  • Наладь хорошие отношения с учителями, работающими в классе, стремись
    к максимальному единству взглядов внутри малого педсовета.
  • Введи систему проверки дневников и обязательно требуй от родителей
    подписи дневника, контроль за успеваемостью лучше вести еженедельно.
    По его итогам можно провести индивидуальную беседу с учеником, посе­тить урок по определенному предмету, позвонить родителям с целью вы­
    работки наилучшего способа решения проблемы.
  • Осторожно оценивай неудачи ученика, ведь он и сам болезненно к ним
    относится, и имей в виду, что ребенок не должен уходить из школы оби­женным на учителя.
  • Веди повседневный контроль за посещаемостью и справками, заведи отдельный конверт для справок и записок от родителей.
  • Научись своевременно и четко заполнять журнал.
  • Чаще бывай на уроках других учителей в своем классе, наблюдай на раз­
    личных уроках за ребятами, вырабатывай навыки ответственности и само­стоятельности у детей с первого дня, веди строгий контроль за дежурст­вом по школе, по классу и добивайся от всех выполнения обязанностей.

Имей в виду: лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педаго­гику успеха - она приносит хорошие результаты.

Помни: силы и время, потраченные на организацию насыщенной класс­ной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены на­прасно.

  • Старайся, не жалея сил, организовать как можно больше внеклассных ме­роприятий: посещений театров, просмотров кинофильмов с их обсуждени­ем, экскурсий, походов, поездок.
  • Говори с учениками обо всем, что вызывает удивление, тренирует память, развивает аналитический склад ума, вызывает желание повторить или
    придумать что-то подобное.
  • Не избегай игры (она должна быть обязательным элементом в работе), но при этом помни, что у нее должны быть начало и конец, а желательно - и скром­ное награждение победителей, но при этом не должно быть обиженных.
  • Не отказывайся от проведения классного часа, хотя бы ради возможности
    обсудить текущие проблемы и поговорить с ребятами об интересующих
    их проблемах, будь постоянно готовым к этому, стремись ориентировать­ся в текущей ситуации в политике, в спорте, в искусстве, будь готов к дис­куссиям и оценкам.
  • Постарайся обязательно найти какое-то общее дело, продолжительное по
    времени подготовки: это сплачивает коллектив и развивает инициативу.
  • Стремись создавать традиции, в том числе традицию празднования дня
    рождения класса с выездом за город, но при этом имей в виду, что любое
    традиционное дело надо тщательно готовить.
  • Привлекай учеников класса не только к участию в школьных делах, но и к
    созданию собственного классного микроклимата.
  • Работай в тесном содружестве с классными руководителями параллельных
    классов: это экономит время, позволяет помогать друг другу и делает
    жизнь детей интереснее.
  • Старайся задействовать всех детей во внеурочной работе, дай возмож­ность каждому ребенку проявить себя.

Имей в виду: главное - найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет ин­тересно с тобой, а тебе — интересно с ними.

Помни: родитель ребенка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.

  • Стремись к тесной, деловой связи с родителями.
  • Активно привлекай родителей к воспитательной работе с детьми, опирай­ся на их помощь.
  • На первом родительском собрании определи для родителей дела на весь год - и сразу увидишь, на кого можно опереться, а кто будет всегда в сто­роне.
  • На общих родительских собраниях говори о планах, проблемах всего
    класса, а не некоторых детей.
  • Старайся постепенно создать работоспособный родительский комитет, это
    очень помогает в решении практически всех вопросов классной жизни.
  • Никогда не говори родителю, что его ребенок плохой, не ругай детей в
    присутствии других родителей, тем более на родительских собраниях.
  • Будь открытым всем, но не вступай с родителями в дружеские близкие от­ношения.
  • Не старайся угодить всем родителям сразу, иначе они поймут, что в тебе
    нет принципиальности, твердости характера.

Помни: дети в классе - твое отражение - старайся постоянно работать над собой.

  • Постарайся быть авторитетом в своей профессиональной деятельности -
    это закрепит твое право оценивать, подсказывать выходы из разных си­туаций, советовать.
  • Не становись для своих учеников идолом, олицетворением лозунга «Учи­тель всегда прав!». Это далеко не всегда так. Будь человеком, а если полу­чится, то человеком с большой буквы.
  • Не стесняйся признаваться в собственных ошибках, просчетах, умей ана­лизировать их и делать выводы. Умение собственные ошибки анализиро­вать, признавать и исправлять станет хорошим «учебным пособием» для
    воспитанников. Не стесняйся учиться. Учеба - это освоение неизвестного, непознанного, поэтому не бойся действовать и совершать ошибки. Учись
    думать, беседовать, прислушиваться к мнению другого, следовать хоро­шим, добрым советам.
  • Тщательно продумай принципы воспитательной работы и старайся
    следовать им. К принципам можно отнести следующие:
  • быть честным с детьми;
  • быть добрым, по не добреньким, не заигрывать с детьми;
  • быть требовательным и справедливым, объяснять детям свои требова­ния;
  • быть оптимистом, стараться ставить себя на место детей и сопережи­вать им;
  • быть заинтересованным в детях и в их делах, уметь защищать их, когда необходимо;
  • быть последовательным и объективным;
  • быть артистом в своей профессии, владеть ораторским искусством, воздействовать словом убедительно и эмоционально;
  • быть самим собой, работать без профессиональной маски, оставаясь в ладу со своими чувствами, сочетая искренность с требовательностью и добротой;
  • быть активным и инициативным, заинтересованным в своей работе;
  • быть примером пытливости и знаний, искать повое, критически осмыс­ливать спою работу, не останавливайся и идти вперед;
  • не делать ничего формально;
  • не давать обещаний, которые не можешь выполнить, но, пообещав, все­гда исполнять;
  • не торопиться, поскольку воспитывается Личность: быстро ее можно
    только сломать и далее «творить по образу и подобию своему», на что у одного человека в отношении другого права нет;
  • не ждать от детей благодарности, уметь прощать и забывать, ведь ребе­нок еще изменится, а учитель нет, уметь начинать все сначала, уметь смеяться над собой, разрушать свой собственный культ, признаваться в слабостях.

Имей в виду: главное - не ждать прямых актов благодарности - тогда не будет разочарований.

Предостережения:

  • Не давай оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе.
  • Не бойся быть простым и человечным, однако сохраняй дистанцию между
    собой и учениками - установить ее снова будет гораздо труднее.
  • Не играй роль небожителя - у тебя тоже есть недостатки, твое преимуще­ство лишь в том, что ты знаешь, как их преодолеть, и стремишься к этому.
  • Не планируй мероприятия, которые детям не под силу (умственно или фи­зически).
  • Не будь чрезмерно активным - иногда детям надо дать отдохнуть от ме­роприятий.
  • Не старайся сделать все без помощи родителей, иначе потом все остав­шееся время будешь делать это один.
  • Не позволяй нелестных отзывов о своих коллегах при родителях.
  • Не отчаивайся, если тебе кажется, что твои усилия напрасны, не жди пря­мых и скорых результатов.
  • Не забывай на открытых мероприятиях или выпускных вечерах напоми­нать родителям и детям о тех учителях, которые их учили раньше, - это оценят и ученики, и родители, и коллеги.

Помни, что дети не только наше будущее, но и наше прошлое. Почаще вспоминай, каким ты был в детстве - это поможет лучше понять ребенка.

Имей в виду: главное - сохранять молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя сча­стливая профессиональная карьера. 

Разделы сайта