Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Что делать? что сделать? (2 класс)

Презентация "Без друга в жизни туго"

Урок русского языка во 2 классе школ с русским языком обучения

Тема: «Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: что делать?  что сделать?»

Цель: закрепить знания учащихся о словах, обозначающих действия предметов

Задачи:

—способствовать развитию умений учащихся находить слова, обозначающие действия предметов, среди других слов;

—содействовать формированию навыков подбирать к словам-предметам слова, обозначающие действия предметов и по словам, обозначающим действия предметов, определять слова, обозначающие предметы;

—совершенствовать орфографическую зоркость и устную речь учащихся;

—направлять ребят на усвоение норм правильного поведения с друзьями и формировать правильное понимание понятия «дружба».

Тип урока: закрепление изученного материала

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, картинки со словарными словами, буквы-магниты, карточки с волшебными словами, карточки-задачи урока, картинки мультипликационных героев: кот Леопольд, мыши, разноцветные ленты, карточки А,Б,В, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Повернулись к соседу по парте.

Подмигнули правым глазом,

Подмигнули левым глазом

И двумя глазами сразу.

Улыбнулись, руку пожали,

И удачи пожелали.

II. Проверка домашнего задания

В домашнем задании нужно было вставить по смыслу слова, обозначающие действия предметов. Учитель читает предложения – ученики пальчиками показывают то действие, которое встретилось в предложении.

Самооценка выполненной домашней работы на волшебной линеечке.

III. Чистописание

Пальчики размялись и готовы к письму. (Запись даты) (слайд 1)

- Прочитайте эпиграф урока.

- Как вы понимаете его смысл? (Ответы.)

- Как  вы считаете, какое слово в этой поговорке главное? (Друг)

Письмо букв Дд

- Подберите к слову друг родственные слова (1 слово – отвечает на вопрос что? (дружба),  2 слово – на вопрос какой?  (дружный.), 3 слово – на вопрос что делать? (дружить). (слайд 2)

IV. Сообщение  темы и цели урока

- К нам пришло странное письмо. «Мы его обижали. Мы испортили ему День рождения. Мы напугали его. Мы обзывали его. Мы сломали ему велосипед. Мы сделали много плохого, но хотим с ним подружиться. Он согласен простить нас, только если мы научимся дружить и осознаем, какие действия у нас были неправильными. Но сами мы не знаем, как это выполнить. Помогите нам!»

- От кого письмо? (От мышей из мультфильма «Кот Леопольд»)

На доске появляются картинки: Кот Леопольд и мышки.

- Как вы думаете, почему Кот Леопольд сразу не простил своих обидчиков? (Ответы детей.)

- Поможем мышкам выполнить условия Кота Леопольда? (Ответы детей.)

( Слайд 3) - Какие задачи мы должны выполнить на уроке? (Узнать что такое дружба и как стать настоящим другом; уметь находить среди других слов слова, которые обозначают действия предметов, ставить к ним вопросы и подбирать слова, обозначающие действия.) Задачи-карточки на доске.

- Найдите в тексте слова-действия главных героев, которые говорят о недружелюбном поведении мышей. Давайте заменим их на противоположные по значению (поддержать, помочь, позаботиться, уступить, отремонтировать) (Слайд 4)

V. Словарно-орфографическая работа

- Перед выполнением заданий Кота Леопольда проведем тренировку.

Учитель называет действия предмета – ученики должны догадаться, что это за предмет и записать его.

  1. Рисует, чертит (карандаш)
  2. Учит, воспитывает (учитель)
  3. Боится, прыгает (заяц)
  4. Убирает, помогает (дежурный)

Проверка написания словарных слов (картинки-запоминалочки).

- Кот Леопольд приготовил мышкам сюрприз. Какой вы узнаете, если отгадаете слово. Составим его по буквам: из первого слова взять первую согласную, из второго – непарную звонкую согласную, из третьего – гласную, которая придаёт твердость согласным, из четвертого  -  согласную, которая обозначает согласный, парный, мягкий звук. (КЛАД – из магнитных букв на доске) (Слайд 5)

- Это не словарное слово, но в нем есть ошибкоопасное место. Как вам удалось избежать ошибки? (Подобрать проверочное слово.)

VI. Работа по теме урока.

- Отправляемся на поиски клада. Чтобы отыскать клад Кота Леопольда необходимо выполнить задания, за каждое выполненное задание мы будем получать одно волшебное слово.

1 задание «Составь пословицы» (слайд 6)

Не имей сто рублей,                А.  а нашел – береги.

Нет друга – ищи,                     Б. лучше новых двух.

Старый друг                            В. а имей сто друзей.

(слайд 7) Объяснить смысл пословиц. Записать одну на выбор в тетрадь.

- С 1 заданием справились (волшебное слово «Крибле») Пара отдохнуть. Что больше всего любят делать друзья? (Играть.)

 Физкультминутка «Мы в снежки играем смело…»

- Какую пользу приносят совместные игры и работа? (Помогают сдружиться.)

- Играть дружно вы умеете, пришло время проверить, как вы умеете работать в группах.

Работа по учебнику

2 задание – выполнить упр. 68, стр. 44.

Составить рассказ по серии картинок про Хрюшку-задиру. (Прослушивание получившихся рассказов).

- Можно ли Хрюшку-задиру назвать хорошим другом? (Ответы.)

- Подходит ли эпиграф нашего урока к вашим рассказам. (В качестве совета Хрюшке-задире.)

- Совместная работа помогла вам с легкостью справиться со 2 заданием (волшебное слово «крабле»)

3 задание «Выбери задание по силам» (слайд 8)

- При выполнении этого задания ошибаться нельзя. От вас требуется умение работать самостоятельно и надеяться только на свои силы. Сделайте правильный выбор!

1 уровень. Дополнить предложения вместо вопросов словами-действиями.

Наконец (что сделала?) зима. На улице (что делает?) снег. Дети (что делают?) в снежки, (что делают?) снеговика, (что делают?) на санках. 

2 уровень. Дописать слова-действия с противоположным значением.

Говорить - .., спрашивать - .., отдыхать - .., покупать - .., лежать - ..  .

3 уровень. Заменить выражения одним словом-действием.

Держать язык за зубами - молчать.

Клевать носом – засыпать.

Витать в облаках – мечтать.

Дать слово – пообещать.

Ходить на голове – шалить.

Проверка выполненных заданий. Самооценка («+» - выполнил, «?» - были вопросы, «-»  - не смог выполнить самостоятельно)

- Мы получили последнее волшебное слово «бумс».

Физкультпауз (для глаз).

- Напишите глазами имя лучшего друга. Закройте глаза, вместе со мной произнесите волшебные слова : «Крибле-крабле-бумс», откройте глаза.

- С помощью волшебных слов мы с легкостью добрались до места, где спрятан клад.(слайд 9)

А вот и сундук. Но он закрыт на замок. Открыть его помогут ваши знания.(С помощью карточек А,Б,В). (слайд 10)

1. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать?

А) предмет

Б) действие предмета

В)  признак предмета.

(слайд 11)

2. Найди слово, которое обозначает действие предмета

А) белый

Б) белок

В) белить

(слайд 12)

3. Найди лишнее слово

А) черника

Б) чернеть

В) чернота

(слайд 13)

4. В какой пословице есть слово, которое отвечает на вопрос что делает?

А) Старый друг лучше новых двух

Б) Без друга в жизни туго.

В) Друг познается в беде.

Сундук открыт. (слайд 14)

 - Давайте слова Кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно!» запишем в тетрадь под диктовку.

Проверка.

- Назовите ошибкоопасные места, объяснить орфограммы. Какой знак препинания поставили в конце предложения? Почему?

- Можно ли слова Кота Леопольда считать настоящим кладом? (Ответы детей.)

- (Слайд 15) «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу – все равно, что лишить мир солнечного света.» (Цицерон.)

VII. Домашнее задание.

Упр. 70, стр. 45

Творческое задание: записать текст в стихотворной форме.

VIII. Подведение итогов урока.

- Проверим, смогли ли мы выполнить поставленные задачи (Ответы детей). (Слайд 16)

- Посмотрите на доску. Кот Леопольд подарил нам в знак дружбы свои бантики. Я предлагаю вам завязать на них узелки на память. Для чего их завязывают? (чтобы не забыть что-то важное.) Какой узелок на память мы можем взять из нашего урока? (Ответы учащихся.)

IX. Рефлексия.

Цвет ленточки, на которой учащиеся завяжут узелок, соответствует настроению и итогу работы на уроке.

Красный – замечательное настроение, доволен своей работой.

Белый – настроение обычное, работал без интереса.

Коричневый – настроение омрачено неудачами на уроке. (слайд 17)

Просмотр фотоальбома «Дружба начинается с детства» (слайд 18)

- Теперь я уверена, что Кот Леопольд простит мышек. Спасибо вам за помощь и работу на уроке! (Слайд 19)

Разделы сайта