Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Заповеди педагогического общения

1. Помни: педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми, именно они - отношения - первичны в педагогическом взаимодействии, придают каждому нашему «педагогическому движению» неповторимый личност­ный смысл, окрашивают любое наше педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которой никогда не достигнуть тайников детской души. Посто­янно думай над своими взаимоотношениями с детьми, стремись целенаправленно выстраивать их.

2. Организуй общение с детыми, стремись точно ориентировать сбою речь
на конкретного ребенка или на группу учащихся. Помни - это так же важно, как и
отобрать верные методы обучения и воспитания.

3. При организации общении с детьми не исходи только из педагогических целей и задач. Такая организация общения невольно замкнет тебя на твоих педаго­гических заботах, из которых незаметно для тебя ускользнет живой ребенок с его интересами и чаяниями. Строй отношения с детьми не «от себя», а «от них», тогда ученик будет попадать в радиус твоего педагогического видения.

4. Вступая в контакт с учащимися, не организуй с ними общения «по вер­тикали», сверху вниз. Помни, что даже малыш стремится отстаивать собственную
самостоятельность и значительность «о взаимоотношениях. Диплом учителя авто­матически не даст тебе права быть ведущим во взаимоотношениях с детьми. Это
великое педагогическое право надо завоевать не столько официальным педагогиче­ским статусом, сколько твоей, по словам Макаренко, «прекрасной личностью».

5. Стремись постоянно ощущать психологическую атмосферу в классе: без этого продуктивный педагогический процесс невозможен. Формируй у себя навыки этого «психологического камертона», который подскажет тебе наиболее точ­ные психологические ходы к личности ученика. Умей наблюдать за детьми, вос­принимать выражение их глаз, мимику, экспрессию. Обращай внимание на псе де­тали их поведения, настроения. Будь пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение класса.

6. Учись видеть себя кик бы со стороны, глазами ребят. Для этого:

  • чаще анализируй свою деятельность;
  • стремись поставить себя на место ученика;
  • посещай уроки коллег, сравнивай себя с ними;
  • честно признавай свои ошибки;
  • чаще организуй контакты с ребятами в свободное от занятий время.

7. Умей слушать детей. Старайся выслушать до конца, даже если ученик, на твой взгляд, говорит неверно. Это важнейший показатель твоего отношения к лич­ности ребенка.

8. В процессе твоего общения с детьми могут возникать разнообразные
конфликты.
Всегда помни: конфликт может быть следствием твоей педагогиче­ской неграмотности, и тогда он вреден, его надо срочно нейтрализовать. Ты не

имеешь профессионального права обижаться на детей - в этом тоже своеобразие
педагогического общения.

9. Если в процессе общения с ребятами у тебя возникает с ними спор, постарайся организовать его в форме взаимного обмена мнениями, не обижай оп­понентов, не задевай недостатков их характера.

10. Стремись преодолевать негативные установки по отношению к неко­торым ребятам: это мешает не только твоим взаимоотношениям с ними, но и отри­цательно сказывается на общей атмосфере в коллективе.

11. Помин, что голая критика ребят бесполезна. Она не содержит преоб­разующего, конструктивного начала и не передаст учащемуся твоего личностного
позитивного отношения к нему. Такая критика неизбежно ставит школьника в по­зицию обороняющегося, а зачастую ведет к формированию заниженной самооцен­ки. В общении с детьми элемент критики не должен быть доминирующим, иначе теряется дружественность, разрушается общее взаимодействие, становятся невоз­можными деловые и межличностные отношения.

12. Чаще улыбайся детям. Улыбка учителя создает общий благоприятный
психологический настрой: располагает детей к общению, вызывает стремление к
работе.

13. Помни, что людей всегда волнует их личность - твое отношение к
ней, понимание, уважение. Ребята хотят, чтобы их воспринимали именно как лич­ностей, этим объясняется их стремление к самоутверждению, к самореализации. В твоем общении с ребятами всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребенка, и дети должны это ощущать.

14. Дети должны знать, как ты к ним относиться. Доброжелательное от­
ношение к учащимся самым существенным образом влияет на восприятие ими
твоего поведения и работы. Твои оценки за ответ, твои критические замечания и
пожелания всегда воспринимаются ими в контексте твоего отношения к ним. Учись передавать свое отношение к детям.

Разделы сайта