1. Помни: педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми, именно они - отношения - первичны в педагогическом взаимодействии, придают каждому нашему «педагогическому движению» неповторимый личностный смысл, окрашивают любое наше педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которой никогда не достигнуть тайников детской души. Постоянно думай над своими взаимоотношениями с детьми, стремись целенаправленно выстраивать их.
2. Организуй общение с детыми, стремись точно ориентировать сбою речь
на конкретного ребенка или на группу учащихся. Помни - это так же важно, как и
отобрать верные методы обучения и воспитания.
3. При организации общении с детьми не исходи только из педагогических целей и задач. Такая организация общения невольно замкнет тебя на твоих педагогических заботах, из которых незаметно для тебя ускользнет живой ребенок с его интересами и чаяниями. Строй отношения с детьми не «от себя», а «от них», тогда ученик будет попадать в радиус твоего педагогического видения.
4. Вступая в контакт с учащимися, не организуй с ними общения «по вертикали», сверху вниз. Помни, что даже малыш стремится отстаивать собственную
самостоятельность и значительность «о взаимоотношениях. Диплом учителя автоматически не даст тебе права быть ведущим во взаимоотношениях с детьми. Это
великое педагогическое право надо завоевать не столько официальным педагогическим статусом, сколько твоей, по словам Макаренко, «прекрасной личностью».
5. Стремись постоянно ощущать психологическую атмосферу в классе: без этого продуктивный педагогический процесс невозможен. Формируй у себя навыки этого «психологического камертона», который подскажет тебе наиболее точные психологические ходы к личности ученика. Умей наблюдать за детьми, воспринимать выражение их глаз, мимику, экспрессию. Обращай внимание на псе детали их поведения, настроения. Будь пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение класса.
6. Учись видеть себя кик бы со стороны, глазами ребят. Для этого:
- чаще анализируй свою деятельность;
- стремись поставить себя на место ученика;
- посещай уроки коллег, сравнивай себя с ними;
- честно признавай свои ошибки;
- чаще организуй контакты с ребятами в свободное от занятий время.
7. Умей слушать детей. Старайся выслушать до конца, даже если ученик, на твой взгляд, говорит неверно. Это важнейший показатель твоего отношения к личности ребенка.
8. В процессе твоего общения с детьми могут возникать разнообразные
конфликты. Всегда помни: конфликт может быть следствием твоей педагогической неграмотности, и тогда он вреден, его надо срочно нейтрализовать. Ты не
имеешь профессионального права обижаться на детей - в этом тоже своеобразие
педагогического общения.
9. Если в процессе общения с ребятами у тебя возникает с ними спор, постарайся организовать его в форме взаимного обмена мнениями, не обижай оппонентов, не задевай недостатков их характера.
10. Стремись преодолевать негативные установки по отношению к некоторым ребятам: это мешает не только твоим взаимоотношениям с ними, но и отрицательно сказывается на общей атмосфере в коллективе.
11. Помин, что голая критика ребят бесполезна. Она не содержит преобразующего, конструктивного начала и не передаст учащемуся твоего личностного
позитивного отношения к нему. Такая критика неизбежно ставит школьника в позицию обороняющегося, а зачастую ведет к формированию заниженной самооценки. В общении с детьми элемент критики не должен быть доминирующим, иначе теряется дружественность, разрушается общее взаимодействие, становятся невозможными деловые и межличностные отношения.
12. Чаще улыбайся детям. Улыбка учителя создает общий благоприятный
психологический настрой: располагает детей к общению, вызывает стремление к
работе.
13. Помни, что людей всегда волнует их личность - твое отношение к
ней, понимание, уважение. Ребята хотят, чтобы их воспринимали именно как личностей, этим объясняется их стремление к самоутверждению, к самореализации. В твоем общении с ребятами всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребенка, и дети должны это ощущать.
14. Дети должны знать, как ты к ним относиться. Доброжелательное от
ношение к учащимся самым существенным образом влияет на восприятие ими
твоего поведения и работы. Твои оценки за ответ, твои критические замечания и
пожелания всегда воспринимаются ими в контексте твоего отношения к ним. Учись передавать свое отношение к детям.