Каждый взрослый человек, только начинающий свой жизненный путь и уже с сединой на висках всегда с особой теплотой и благодарностью вспоминает свою школу, первую учительницу, учителей, которые не считаясь со временем и трудностями, вели своих питомцев по тернистой дороге знаний.
И так уже устроен человек, что память долго хранит то, что связано с ранним периодом человеческого становления, долго не забывается то, что должно быть забыто, чтобы уступить место новому, так необходимому для жизни и творческого труда. Коллектив Высоковской средней школы свято хранит все, что связано с жизнью школы, ее воспитанников, судьбами ее выпускников. В начале века в городе Высокое, действовало трехклассное училище, учителем работал Викентий Игнатьевич Бурса. После 1912 года оно было преобразовано в двухклассное, с пятью группами. Учителем работал Федор Алексеевич Довжук. После 1921 года, когда город вошел в состав Польши, начали функционировать две школы: одна для православных и католиков, другая - для евреев. Размещались школы до 1939 в приспособленных зданиях, даже арендовать частные квартиры.
Время и прогресс поднимали престиж знаний. В 1938 году на собранные населением средства и помощь местных властей было построено новое трехэтажное здание семилетней школы.
Обряд освящения школы, который проводился ксёнзом, фрагмент посадки деревьев у школы, ее благоустройство.
На фото аттестат об окончании училища и сидетельство "начальной учительницы"
Школьникам Высоковской школы выдавались ученические проездные билеты. В музее хранится такой билет, выданный 1929 году, документы об образовании, об окончании 4-5-6-7 классов. Таких подлинных документов в музее более 10.
С 1921 по 1939г. в школе работало много кружков, проводились выставки детских изделий. Дети изучали вопросы противохимической защиты, обучались владению оружием. Организовывалось горячее питание для детей, была создана сберегательная касса, и дети собирали деньги за сданную макулатуру, лом, лекарственные растения. В музее хранится одна из таких сберегательных книжек.Школа издавала свою печатную газету небольшого формата, которая называлась «3вонки».
С установлением советской власти в городе в сентябре 1939 г. был придан советский характер и новый 1940/41 учебный год школа начала по новым учебникам. Начали создаваться пионерские и комсомольские организации. Но учёба школьников была прервана в связи с началом Великой Отечественной войны и временной оккупацией города фашистскими захватчиками. В годы войны школа в городе работала, но занятия велись по старым учебникам, учились немногие. Часть детей занималась, по рассказам жителей города, на дому у частно практиковавших учителей. Школьное здание было превращено резиденцию немецких оккупационных властей, его оградили колючей проволокой и выставили охрану.
Первыми выпускниками, которые закончили школу в 1948 году, были Мартнякова А.Н., Корбут И.И., Козакевич Г.А., Манчак Е.А., Онищук Л.Д., Будько Л.И., Козакевич В.И., Троцевич Г.А., Подганина Н.Т.. Характерно, что шесть из них стали учителями.
На снимках мы видим учителей и учеников на экзаменах, выпускников 1948 года. Поскольку обучение тогда было четырехклассным, всем выдавалось свидетельство о четырехклассном образовании.
С введением обязательного семилетнего образования стали выдавать свидетельства о семилетнем образовании, а кто закончил среднюю школу получал аттестат зрелости. За обучение в 8,9,10 классах была установлена плата 15 рублей в год.
Школа начала полноценную жизнь, работали пионерские и комсомольские организации, ребята учились, отдыхали, совершали экскурсии, туристические поездки, занимались музыкой, спортом, создавали кружки художественной самодеятельности.
Постоянное пополнение школы давали Макаровская начальная школа. Долбневская, Огородникская, Залесская, Малозводская, Ряснянекая, Пограничная, Суходольская, Борщевская семилетние школы. Ученикам на занятиях приходилось за десятки километров пешком добираться в школу и обратно.В 1963 году были введены новые документы о восьмилетнем и среднем образовании.
Новая школа в городе была построена в 1981 году на 1176 мест. Её строительство в те годы обошлось в один миллион рублей. В школе было открыто 28 классов-комплектов, занималось 860 учащихся, в трех подготовительных классах училось 80 ребят. Торжественный момент открытия новой школы. мы видим на фото.
За период 1945-2011 годы количество выпускников составило 3723 человека. Золотой фонд школы – 158 человека. Библиотека школы - одна из крупнейших и лучших в районе. В ней 26573 художественных произведений, свыше 12000 учебников. Ежегодно библиотечный фонд пополняется литературой, особенно справочный: словари, энциклопедии.
Ежегодно 40-50% учащихся поступают в высшие учебные заведения. Учащиеся школы активно принимают участие в районных и областных олимпиадах.
В школе уже многие годы хорошо поставлено ученическое самоуправление. Ученическими коллективам руководит Большой совет школьных друзей. Совместно с инициативными группами Большой совет школьных друзей проводит много интересных коллективных творческих дел. Традиционными стали вечера, встречи с выпускниками, брейнг-ринги, КВН, школьные фестивали искусств, шоу-программы и другие КТД.
В школе существует и работает первичная организация Белорусский республиканский союз молодёжи, Белорусская республиканская пионерская дружина имени Николая Николаевича Руденко, объединение младших школьников «Октябрята», БМООСП (Белорусская молодежная общественная организация спасателей-пожарных), отряд «Милосердие».
Ребята понимают, чтобы школьная жизнь была интересной, ее нужно делать самим.В микрорайоне школы находятся музыкальная школа, ГУО "Центр дополнительного образования детей и молодёжи г.Высокое», СДЮШОР «Пуща», где работает сеть кружков, спортивных секции.
Учащиеся школы не только умеют учиться, отдыхать, но и работать.
А работы много. Это работа на пришкольное участке, на полях колхозов, оказание помощи инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, мероприятия по сохранению экологической обстановки на территории и другие конкретные деле.В материалах экспозиции редкие и ценные экспонаты, медали Советского Фонда мира, комсомольский билет Данилюк 1945 г., летопись пионерской и комсомольской организации Высоковской средней школы.
Можно ли назвать патриотом человека, который равнодушен к прошлому своей Родины. Конечно, нет. История нашего народа… Её должен знать каждый человек. И вот музей истории школы – это еще одна встреча с частичкой этой истории. И ребята идут в музей, идут, чтобы лучше узнать прошлое и настоящее, подумать о своем будущем жизненном пути, о своей гражданской позиции.