Презентация "Школьные принадлежности первоклассника"
С чего же начать?
Важно заранее подготовить рабочее место: у первоклассника обязательно должен быть свой уголок, в котором есть удобный стул, стол, полка, школьные принадлежности. Позвольте ребенку самому выбрать ручки, карандаши и фломастеры, подарите ему возможность чувствовать себя самостоятельным уже сегодня, до школы, тогда и в классе маленький ученик будет более бережно относиться к своим «собственным рабочим инструментам». Хорошо бы заранее познакомить будущего первоклассника с атрибутами школьной жизни, вместе прогуляться на школьный стадион, площадку. Чтобы ребенок чувствовал себя в школе спокойно и уверенно, родители не должны пугать его возможными трудностями и неудачами, а наоборот, поддерживать у него интерес и любознательность ко всему новому. Адаптация ребенка к новому коллективу пройдет быстрее и легче, если он будет обладать информацией, которая поможет ему не теряться (первоклассник должен знать свой адрес, номер телефона, имена родителей). А также, если он будет уметь принимать решения самостоятельно, отстаивать свое мнение, знать элементарные правила поведения в классе (ребенок должен знать, что к учителю нужно обращаться по имени-отчеству, поднимать руку и просить разрешение при необходимости выйти и др.). Приучайте ребенка к самостоятельности: самостоятельно одеваться, убирать после занятий свое рабочее место, и даже планировать свой выходной.
Для того чтобы не сомневаться, что ваш ребенок готов к школе проверьте его умения.
Дети 6-7-летнего возраста способны:
- правильно произносить все звуки родного языка;
- выбирать интонацию и темп речи, в зависимости от смысла высказывания (поможет домашний кукольный театр);
- обобщать предметы по существенным признакам (капуста, огурец – овощи);
- правильно согласовывать слова в речи (зеленая (а не зеленый) трава);
- правильно употреблять предлоги;
- знать все буквы алфавита (лучше в звуковом варианте: не «бэ», а «б»);
- читать слоги и даже слова (хотя это не обязательно);
- считать до 10 количественным (один, два...) и порядковым (первый, второй...) счетом с помощью различных анализаторов: «глазами», вслух;
- знать цифры;
- различать знаки (<, >,=) и уметь их использовать (расскажите историю о пеликане, который раскрывает свой клюв только для большего количества рыбок, а если количество рыбок с одной и с другой стороны одинаковое, то пеликан улыбается);
- знать состав чисел от 1 до 5 (в этом вам поможет любой наглядный материал: конфеты, шарики, машинки, куклы, т. д.);
- знать плоскостные (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, треугольник, круг, овал) и объемные (конус, цилиндр, пирамида, призма, шар, куб) геометрические фигуры (поможет конструктор, который есть в каждом доме);
- определять пространственные отношения объектов относительно ребенка и друг друга (слева, справа, сзади, впереди, вверху, внизу);
- определять последовательность частей суток, дней недели, пор года;
- знать и различать цвета.
Не сомневайтесь, ваш ребенок все усвоит и со всем справится. Вам нужно только немного помочь ему. Но помните, что все дети разные, не похожи друг на друга: с одними нужно больше говорить, других — больше слушать, с третьими — бегать и прыгать, а с четвертыми — придется посидеть.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми («Посмотри, Костик уже читать умеет, а ты буквы выучить не можешь!»). Лучше сравнивайте собственные достижения ребенка («Умница! Вчера ты знал только буквы, а сегодня прочитал слог»). Не забывайте хвалить будущего первоклассника за каждый, даже самый маленький, успех. Все, чему вы научите ребенка, а главное — чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
10 подсказок для первоклассных родителей:
1. Поддержите в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьезное отношение к его первым достижениям и трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения.
2. Обсудите и объясните ребенку те правила и нормы, с которыми он встретится в школе.
3. Помните — ребенок имеет право на ошибку. Ведь в школу ходят для того, чтобы учиться и не всегда все сразу получается. Это вполне естественно.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе школьной жизни. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Учеба — это нелегкий и ответственный труд. Поддерживайте и хвалите ребенка. Ведь, похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. Для первоклассника учитель — авторитетный человек. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
9. Поступление в школу меняет жизнь ребенка, но не лишает ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться время для игровых занятий.
10. Не забывайте, что каждый ребенок — это индивидуальность, и разным детям по плечу разная ноша.
Что необходимо знать ребенку, поступающему в школу
1. Свое имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город.
5. Страну, в которой живет.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года), части суток, дни недели.
8. Домашних животных и их детенышей.
9. Диких животных наших лесов.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный. Классифицировать.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; овощи, фрукты и ягоды. Классифицировать.
12. Знать и уметь рассказывать русские и белорусские народные сказки.
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, классифицировать их по 2-3 признакам (форма, размер, цвет).
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх-низ и т.д.).
15. Уметь полно и последовательно пересказать небольшой прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
16. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.
17. Различать гласные и согласные звуки.
18. Определять количество и последовательность звуков в словах типа "мак", "дом", "суп", "дубы", "сани", "зубы", "осы".
19 . Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, количественным и порядковым счетом с помощью различных анализаторов (глазами, на ощупь, на слух), выполнять счётные операции в пределах 10.
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (20-25 минут).
23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
24. Находить много и один среди предметов и явлений окружающей среды.
25. Раскладывать предметы в порядке возрастания или убывания их длины, толщины, высоты, величины.
26. Владеть навыками самообслуживания (завязывать шнурки, застёгивать молнию и пуговицы и т.д.).
РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕРВОКЛАССНИКА
Стол (парта) и стул выбираются в зависимости от роста ребенка. Рабочее место должно находиться возле окна, чтобы свет падал слева. На столе должна быть лампа с мягким рассеивающим светом мощностью 60 Ватт.
РАНЕЦ
При его выборе учитывайте, что он способствует равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки. Ранец должен быть прочным, легким (не более 600 гр), с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки. Ремни должны быть из эластичного материала, иметь приспособления, позволяющие изменять длину в соответствии с ростом и характером одежды. Вес ранца с учебниками не должен превышать 0,1 веса ученика. Размеры ранцев должны соответствовать анатомо-физиологическим параметрам ребенка. Оптимальные размеры ранцев для учащихся начальных классов (в мм): высота — 300-600; длина — 220-260; ширина — 600-100. Не надо покупать ранцы со множеством отделений и карманов — дети их обязательно заполнят и будут постоянно носить лишнюю тяжесть.
ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Приобретая ручки и карандаши, обратите внимание на их размер и вес. Большая и тяжелая ручка быстрее утомляет мышцы кисти.
РАСПОРЯДОК ДНЯ
Подъем рекомендуется в 7 часов утра. Днем ребенок должен отдыхать 1-1,5 часа. Обязательны две прогулки: послеобеденная и вторая, после выполнения домашнего задания, каждая продолжительностью 1,5-2 часа. Важно! К определенному режиму дня будущий первоклассник должен привыкать заранее — хотя бы за месяц. Будить ребенка нужно примерно за 1 час до начала занятий, Иначе на уроке ребенок будет просто спать. Приводить ребенка в школу нужно хотя бы за 15 минут до начала занятий, а в первый месяц — за полчаса.
ПИТАНИЕ
Завтрак должен быть полноценным и включать в себя: кашу с каким-нибудь мясным изделием или творог со сметаной, омлет, обязательно чай и бутерброд с маслом и сыром. Второй раз учащийся должен питаться в школе во время большой перемены, желательно, чтобы это было горячее блюдо. А в 13-14 часов ребенок должен обедать дома либо в школе. Обед должен состоять из овощного салата, супа и второго блюда с гарниром. Ужинать нужно за 1,5 часа до сна. На ужин лучше употреблять горячее и легкоусвояемое блюдо: кашу, творожную или овощную запеканку, молоко или кефир. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 4-х часов.
ОДЕЖДА
Одежда школьника должна обеспечивать тепловой комфорт, быть легкой, удобной, обязательно соответствовать paзмеру. Носки и гольфы должны быть без тугой резинки. В детской обуви обязателен каблук.
Готов ли ребенок к школе?
Тест для родителей
Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
Умеет ли он изменять существительные по числам?
Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?
Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:
- 15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;
- 10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
- 9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять