Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Положение о школьной библиотеке

ПОЛОЖЕНИЕ
О БИБЛИОТЕКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«Высоковская средняя школа» Каменецкого района

 

Настоящее положение разработано на основании п. 17 «Положения об учреждении общего среднего образования», утверждённого Министерством образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Библиотека является структурным подразделением учреждения образования (далее – учреждение), участвующим в образовательном процессе в целях реализации права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

2. Цели библиотеки соотносятся с целями учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

3. Библиотека в своей деятельности руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Постановлениями правительства Республики Беларусь, решениями Министерства образования Республики Беларусь, уставом учреждения, положением о библиотеке.

4. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке.

5. Учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

6. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с действующими противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями.

 

2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7. Основными задачами библиотеки являются:

7.1. обеспечение доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов учреждения на различных носителях;

7.2. воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

7.3. формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

7.4. совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

8. Для реализации основных задач библиотека:

8.1. формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов учреждения;

8.2. комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;

8.3. осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;

8.4. организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки);

8.5. разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.), обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

8.6. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся;

8.7. организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

8.8. оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

8.9. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников;

8.10. выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

8.11. выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

8.12. содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

8.13. создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;

8.14. осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным процессом;

8.15. способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;

8.16. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:

8.17. удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;

8.18. консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;

8.19. консультирует по вопросам учебных изданий для учащихся.

9. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с планами учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.

10. Учреждение создает условия для сохранности оборудования и имущества библиотеки.

11. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор учреждения.

12. Общее руководство деятельностью, в том числе и установление режима работы библиотеки осуществляет директор учреждения.

13. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы.

14. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором учреждения, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета.

15. Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет директору учреждения на утверждение следующие документы:

15.1. правила пользования библиотекой;

15.2. планово-отчетную документацию;

16. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки вводится должность библиотекарь.

17. Работники школьной библиотеки имеют право:

17.1. самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного процесса;

17.2. проводить в установленном порядке уроки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

17.3. рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;

17.4. изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

17.5. определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

18. Работники библиотек обязаны:

18.1. обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

18.2. информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

18.3. обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

18.4. формировать фонды в соответствии с утвержденными перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами пользователей;

18.5. совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

18.6. обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

18.7. обеспечивать режим работы библиотеки;

18.8. отчитываться в установленном порядке перед директором учреждения и повышать квалификацию.

 

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ

19. Пользователи библиотеки имеют право:

19.1. получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

19.2. пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

19.3. получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

19.4. получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации;

19.5. продлевать срок пользования документами;

19.6. получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

19.7. участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

20. Пользователи библиотеки обязаны:

20.1. соблюдать правила пользования библиотекой;

20.2. бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

20.3. поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

20.4. пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

20.5. убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

20.6. расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ;

20.7. возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

20.8. заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;

20.9. полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в учреждении.

21. Порядок пользования библиотекой:

21.1. запись в библиотеку обучающихся производится по списочному составу класса, педагогических и иных работников учреждения - в индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту;

21.2. перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

21.3. документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

21.4. читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

22. Порядок пользования абонементом:

22.1. пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;

22.2. максимальные сроки пользования документами:

— учебники, учебные пособия — учебный год;

— научно-популярная, познавательная, художественная литература — 14 дней;

— периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;

22.3. пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

23. Порядок пользования читальным залом:

23.1. документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

23.2. энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.

Разделы сайта