Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

История и традиции. Огаркова А.П.

Огаркова Алла Петровна, родилась 12 июля 1948 года. В 1955 году поступила в Высоковскую среднюю школу, которую закончила в 1966. После школы 2 года работала воспитателем Высоковского детского сада. В 1968 году поступила на первый курс Минского государственного педагогического института иностранных языков, который окончила в 1973 году. После окончания института получила специальность учитель английского и немецкого языков.

Отец Огарков Петр Алексеевич – председатель Волчинского сельского совета. Мать – Огаркова Надежда Тимофеевна, продавец. высоковского универмага.

Принято считать, что в школе дети учатся, а взрослые — учат. Но это суждение, пожа­луй, и поспешное, и мелкое. Ведь каждый урок и каждая наша встреча за порогом клас­са — всегда общение. Больших и маленьких, но — личностей. Почему классное руководство для молодого учителя, как правило, становится преслову­тым камнем преткновения? По себе знаю: в институте знаний дают много, да и методики хватает, а вот предмет обще­ния надо постигать самому, день за днем. Урок — это урок, а диалог «ученик — учи­тель» так важен: что нальешь в сосуд души своего питомца, то и выльется. Ответственность бесконечная...

Человеческий фактор, кото­рый стал сегодня знамением времени, надо учитывать не только в цеху, на стройке и а шахте, а у самых его корней — тут, в школе, за партой, где сидит этот самый «фактор» с пытливыми глазами. И реаги­рует на все по-своему. Это лишь на первый взгляд все горошины в стручке кажутся одинаковыми. Но и в мудрой природе так не бывает, и в на­шей школьной жизни — тоже. Общее, наверное, только то, что все ребята — одно поко­ление. Зато, какое оно много­ликое! А дети без отцов или живущие с отчимами — это особый разговор. Они — как натянутая струна. Только затронь — зазвенит. А музыка учителя не имеет права быть фальшивой...

После горестно­го возвращения из Минска, когда семнадцатилетняя Алла Огаркова не добрала, как тог­да говорили, «несчастный балл» в институт иностранных языков, она жутко, по-девчоночьи переживала. Сдержан­ный, не тратящий попусту слов, Петр Алексеевич, бывший по­граничник, не утешал дочь жалкими словами. Твердо сказал: «Это не смертельно. Надо больше работать...». И все для девушки стало выгля­деть по-другому. Отец не сфальшивил, не позволил се­бе прикрыться родительским всепрощением и снисходи­тельностью, не обвинял преподавателей института, судьбу и лотерею экзаменов. Он предъявлял требования к ней. Это был первый урок вчераш­ней школьницы во взрослой Жизни. Она поняла, что не имеет права предать избран­ное, пристроиться на обочине, перестать строить себя. И по­ шла к детям — как решила с самого начала. Пусть еще не в класс, а в детсадовскую прод­ленку, но: дорогу осилит иду­щий. Так начались занятия в ребячьем «университете». Не раз потом с добрым чувст­вом вспомнит она эти драго­ценные два года. Тут дово­дилось сдавать сложнейший человеческий экзамен, кото­рый не выучишь по учебнику...

Говорят, у каждой профес­сии есть свои «враги». У нас это — плохое настроение. Против­ник как будто чересчур простой привычен. Но это ощуще­ние обманчиво. Потому, вид­но, и коварный, что буднич­ный. Непросто идти на каждый урок, словно на праздник, надо стараться, чтобы так было. Иначе — рутина, безразличие. И ты кончился как учитель.

Если честно, я считаю, что о любом нашем учителе мож­но писать поэму. Мне так по­везло: вернуться в свою род­ную школу, набираться опыта у людей, которых знала го­дами, получать советы без на­зиданий, чувствовать естест­венное и искреннее желание отшлифовать себя, сделать не урокодателем, а подлинным учителем. Не всякому так ве­зет с первых же шагов.

Главное  ка­чество человека — его чест­ное трудолюбие. Тем более, если речь идет об учителе: он под прицелом десятков, со­тен глаз, юных душ, которые невольно впитывают отноше­ние своего наставника ко все­му на свете. И судят именно: по поступкам. Увы, часто взрослые     порождают в   них  недоверие к словам. И это не  доверие тоже надо преодолевать учителю.

Огаркова Алла Петровна заслуженный учитель БССР.

Сегодня, во втором реформенном году, много говорят, многое делают по трудовому воспитанию. Но, мне кажется, не зря бытует мнение, что у каждого клас­сного руководителя всегда два класса — дети и родители. И иногда сложно бывает в обо­их. Есть умные, интересные, сердечные папы и мамы, но есть и такие, кто говорит: «Я плачу за обеды — и все. Ос­тальное дело ваше». Улавли­ваете парадокс позиции этих лжеродителей? Мол, дети на­ши, а забота — ваша. Да нет же, каждый ребенок — общая наша радость, а иногда — что скрывать? — и общая наша бе­да. А пусть призадумается иной: не оттого ли беда, что есть у сына или дочери кры­ша над головой, а дома — нет?

Анкеты, в которых ребята отвечают на вопросы, дают не всегда радостную информацию к размышлению. Ответы по­ражают своей схожестью: каждого троечника, как пра­вило, спрашивают о школе и оценках... один раз в неделю. Настораживает, что многим нравится профессия родите­лей, но они бы ее для себя не выбрали. Почему? Значит, что-то отрицательное в облике пап и мам отрицает для де­тей и то дело, которым они занимаются. Вот и думаешь, как повернуть семью лицом к школе. Школа-то давно к уче­ническому дому   повернута.

Пусть только единицы были безразличны к нашим делам, но такие нашлись. Значит, ты, учитель, здесь что-то недо­глядел, недодумал. А другие, пришедшие и с азартом ра­ботавшие папы и мамы, они-то видят твой брак. Стыдно становится в такие минуты за свое неумение — ты, педа­гог, коммунист, с поручен­ным тебе не справилась. И стыдно за тех, не появивших­ся: как детям    в глаза   будут смотреть, как оправдываться? И не спросят ли позже: «По­чему мой ребенок такой? Я же ничему плохому его не учу...». Верно, плохому — не учат; да учат ли хорошему? Все мы родом из семьи — это добрая и истинная мысль. Да, что-то есть в той пословице про яблочко и яблоню...

Главная тема ее жизни и сердца, дети и родная школа. Учитель ино­странного языка Высоковской средней школы, делегат XXX съезда КПБ Алла Петровна Огаркова.

Бывает, выгляну в окош­ко: идут гурьбой из школьных ворот. Красивое поколение. Так хочется, чтобы и людьми они стали красивыми. Верю, что так и будет. Разве не ради этого весь наш труд?..

Разделы сайта