Огаркова Алла Петровна, родилась 12 июля 1948 года. В 1955 году поступила в Высоковскую среднюю школу, которую закончила в 1966. После школы 2 года работала воспитателем Высоковского детского сада. В 1968 году поступила на первый курс Минского государственного педагогического института иностранных языков, который окончила в 1973 году. После окончания института получила специальность учитель английского и немецкого языков.
Отец Огарков Петр Алексеевич – председатель Волчинского сельского совета. Мать – Огаркова Надежда Тимофеевна, продавец. высоковского универмага.
Принято считать, что в школе дети учатся, а взрослые — учат. Но это суждение, пожалуй, и поспешное, и мелкое. Ведь каждый урок и каждая наша встреча за порогом класса — всегда общение. Больших и маленьких, но — личностей. Почему классное руководство для молодого учителя, как правило, становится пресловутым камнем преткновения? По себе знаю: в институте знаний дают много, да и методики хватает, а вот предмет общения надо постигать самому, день за днем. Урок — это урок, а диалог «ученик — учитель» так важен: что нальешь в сосуд души своего питомца, то и выльется. Ответственность бесконечная...
Человеческий фактор, который стал сегодня знамением времени, надо учитывать не только в цеху, на стройке и а шахте, а у самых его корней — тут, в школе, за партой, где сидит этот самый «фактор» с пытливыми глазами. И реагирует на все по-своему. Это лишь на первый взгляд все горошины в стручке кажутся одинаковыми. Но и в мудрой природе так не бывает, и в нашей школьной жизни — тоже. Общее, наверное, только то, что все ребята — одно поколение. Зато, какое оно многоликое! А дети без отцов или живущие с отчимами — это особый разговор. Они — как натянутая струна. Только затронь — зазвенит. А музыка учителя не имеет права быть фальшивой...
После горестного возвращения из Минска, когда семнадцатилетняя Алла Огаркова не добрала, как тогда говорили, «несчастный балл» в институт иностранных языков, она жутко, по-девчоночьи переживала. Сдержанный, не тратящий попусту слов, Петр Алексеевич, бывший пограничник, не утешал дочь жалкими словами. Твердо сказал: «Это не смертельно. Надо больше работать...». И все для девушки стало выглядеть по-другому. Отец не сфальшивил, не позволил себе прикрыться родительским всепрощением и снисходительностью, не обвинял преподавателей института, судьбу и лотерею экзаменов. Он предъявлял требования к ней. Это был первый урок вчерашней школьницы во взрослой Жизни. Она поняла, что не имеет права предать избранное, пристроиться на обочине, перестать строить себя. И по шла к детям — как решила с самого начала. Пусть еще не в класс, а в детсадовскую продленку, но: дорогу осилит идущий. Так начались занятия в ребячьем «университете». Не раз потом с добрым чувством вспомнит она эти драгоценные два года. Тут доводилось сдавать сложнейший человеческий экзамен, который не выучишь по учебнику...
Говорят, у каждой профессии есть свои «враги». У нас это — плохое настроение. Противник как будто чересчур простой привычен. Но это ощущение обманчиво. Потому, видно, и коварный, что будничный. Непросто идти на каждый урок, словно на праздник, надо стараться, чтобы так было. Иначе — рутина, безразличие. И ты кончился как учитель.
Если честно, я считаю, что о любом нашем учителе можно писать поэму. Мне так повезло: вернуться в свою родную школу, набираться опыта у людей, которых знала годами, получать советы без назиданий, чувствовать естественное и искреннее желание отшлифовать себя, сделать не урокодателем, а подлинным учителем. Не всякому так везет с первых же шагов.
Главное качество человека — его честное трудолюбие. Тем более, если речь идет об учителе: он под прицелом десятков, сотен глаз, юных душ, которые невольно впитывают отношение своего наставника ко всему на свете. И судят именно: по поступкам. Увы, часто взрослые порождают в них недоверие к словам. И это не доверие тоже надо преодолевать учителю.
Огаркова Алла Петровна заслуженный учитель БССР.
Сегодня, во втором реформенном году, много говорят, многое делают по трудовому воспитанию. Но, мне кажется, не зря бытует мнение, что у каждого классного руководителя всегда два класса — дети и родители. И иногда сложно бывает в обоих. Есть умные, интересные, сердечные папы и мамы, но есть и такие, кто говорит: «Я плачу за обеды — и все. Остальное дело ваше». Улавливаете парадокс позиции этих лжеродителей? Мол, дети наши, а забота — ваша. Да нет же, каждый ребенок — общая наша радость, а иногда — что скрывать? — и общая наша беда. А пусть призадумается иной: не оттого ли беда, что есть у сына или дочери крыша над головой, а дома — нет?
Анкеты, в которых ребята отвечают на вопросы, дают не всегда радостную информацию к размышлению. Ответы поражают своей схожестью: каждого троечника, как правило, спрашивают о школе и оценках... один раз в неделю. Настораживает, что многим нравится профессия родителей, но они бы ее для себя не выбрали. Почему? Значит, что-то отрицательное в облике пап и мам отрицает для детей и то дело, которым они занимаются. Вот и думаешь, как повернуть семью лицом к школе. Школа-то давно к ученическому дому повернута.
Пусть только единицы были безразличны к нашим делам, но такие нашлись. Значит, ты, учитель, здесь что-то недоглядел, недодумал. А другие, пришедшие и с азартом работавшие папы и мамы, они-то видят твой брак. Стыдно становится в такие минуты за свое неумение — ты, педагог, коммунист, с порученным тебе не справилась. И стыдно за тех, не появившихся: как детям в глаза будут смотреть, как оправдываться? И не спросят ли позже: «Почему мой ребенок такой? Я же ничему плохому его не учу...». Верно, плохому — не учат; да учат ли хорошему? Все мы родом из семьи — это добрая и истинная мысль. Да, что-то есть в той пословице про яблочко и яблоню...
Главная тема ее жизни и сердца, дети и родная школа. Учитель иностранного языка Высоковской средней школы, делегат XXX съезда КПБ Алла Петровна Огаркова.
Бывает, выгляну в окошко: идут гурьбой из школьных ворот. Красивое поколение. Так хочется, чтобы и людьми они стали красивыми. Верю, что так и будет. Разве не ради этого весь наш труд?..