Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы родителям

5 советов родителям школьника, которые помогут пробудить желание учиться 

1. Возьмите себе за правило: ни один вопрос ребенка не должен оставаться без ответа. Никогда не отмахивайтесь от его «почему», независимо от вашей занятости. Подробно и с интересом отвечая на все его вопросы, вы формируете у ребенка установку, что процесс познания нового — это интересно, важно, и вы, как родители, это поощряете.  

2. Поддерживайте все познавательные увлечения ребенка. Нравится химия - купите энциклопедию по химии, нравится музыка — запишите в музыкальную школу.  

3. Не забывайте, что на ребенка большое влияние оказывает его окружение. Создайте его! Запишите свое чадо в интересную секцию или кружок.  Окружение ребенка должно стимулировать его к новым успехам.

4. Держите постоянно связь с учителями в той школе, где учится ваш ребенок. Ходите на родительские собрания! 

5. Не реагируйте слишком бурно на плохие оценки, не сравнивайте успехи ребенка с братьями - сестрами или одноклассниками. Запомните: в любой ситуации вы — его союзник. Обязательно хвалите за хорошие оценки — создавайте положительное подкрепление. Про плохие интересуйтесь: что помешало сделать лучше. Нужна помощь — помогите, но в рамках разумного.

Как наладить качественное общение с ребёнком

Родителям важно проводить с ребенком время, посвящать ему (лично ему) свое внимание. Занятый родитель, который хочет, чтобы его ребенок чувствовал себя любимым, должен специально выделять время для ребенка, общения с ним.
Особенность времени, проводимого вместе, - это общность. Это не просто территориальная близость. Можно находиться с ребенком в одной комнате и не быть вместе с ним. Общность – это реальное общение друг с другом, когда ребенок чувствует себя в центре вашего внимания. Это не значит, что каждый раз, когда вы вместе, вы должны вести долгие и серьезные беседы. Однако родитель может искать общение посредством зрительного контакта, слов, прикосновений и пытаться показать ребенку, что он важнее всего остального.
Важно качественное общение с ребенком. Оно больше связано не с тем, что мы произносим, а с тем, как мы слушаем. Если родитель хочет выразить свою любовь через общение, он должен сосредоточиться на внимательном выслушивании и расспрашивании ребенка. Задавать вопросы – не значит допрашивать, но выражать искреннее намерение узнать мысли, чувства, желания ребенка. Это требует изменений в стиле общения, так как с маленьким ребенком мы больше общались через советы и наставления, но подросток стремится к независимости. Поэтому важно позволить ему думать самостоятельно, выражать свои эмоции, мечты и делиться этим с нами без нашей непрошенной помощи.
Родители должны научиться помогать ребенку правильно оценивать свои идеи, понимать свои чувства и делать реальные шаги по направлению к  достижению мечты. Мы должны научиться делать это дружески, в диалоге, а не в догматическом монологе родителя.
 
  
Как сделать общение с ребенком качественным:
1.     Смотрите на ребенка, когда он говорит (если вы не будете отвлекаться, то у ребенка будет впечатление, что он полностью владеет вашим вниманием).
2.     Слушая ребенка, не занимайтесь больше ни чем. Помните, что время, проводимое вместе, предполагает, что ваше внимание безраздельно сосредоточено на ребенке. Если вы не можете отложить дело сразу же, попросите время закончить его, чтобы потом сесть и выслушать ребенка.
3.     Будьте внимательны к чувствам ребенка. Спросите себя «Что чувствует мой ребенок?» Если вам кажется, что вы знаете ответ, попробуйте получить подтверждение: «Ты разочарован…» Это даст ребенку возможность прояснить свои собственные чувства. А также покажет, что вы внимательно его слушаете и понимаете.
4.     Наблюдайте за жестами ребенка. Слезы, нахмуренные брови, дрожащие руки и движение глаз подскажут вам, что ребенок чувствует. Иногда телодвижения говорят об одном, а слова - о другом. Задавайте вопросы, чтобы понять, что ребенок чувствует на самом деле.
5.     Не перебивайте. Часто из-за вмешательства беседа завершается, едва успев начаться. В данном случае ваша задача – не воспитывать и наставлять ребенка, а понять его чувства, мысли и желания.
6.     Задавайте вопросы. Если вы думаете, что поняли то, что хочет ребенок сказать вам, проверьте это, обратившись к нему с вопросом, повторяющим его утверждение (как вы поняли его): «Как я поняла, ты хочешь сказать, что… Я права?», или «Ты имеешь в виду, что…?» Задавая такие вопросы, вы можете избежать субъективного и неверного понимания слов ребенка. Помните, вы пытаетесь понять, что ребенок чувствует, думает, хочет. Пока вы не сможете получить ясные ответы на эти вопросы, вы не будете готовы делиться своими идеями.
7.     Выразите понимание. Ребенок должен знать, что вы услышали и поняли его. Выразив понимание, вы подтверждаете, что мнение ребенка ценно для вас, и вы относитесь к нему как к личности, имеющей право на свои собственные желания.
8.     Попросите разрешения высказать свою точку зрения. «Тебе хотелось бы узнать, что я думаю об этом?» Получив ответ «Да», поделитесь с ребенком своими мыслями, идеями, чувствами. Если вы проявили внимание к мыслям, чувствам и желаниям ребенка, вполне вероятно, что и он будет готов выслушать вас. Даже если он и не согласится с вами, он вас выслушает.

Родители могут создать условия для открытого доверительного общения, если будут внимательны к ребенку. Внимание к его словам, чувствам, понимание и вопросы, не содержащие угрозы, создают атмосферу, в которой ребенку легче будет говорить открыто. Но помните, что он имеет право держать свои мысли и чувства при себе. Иногда он предпочитает именно это. Пытаясь заставить его говорить в такой момент, вы отдаляете его от себя. Ребенок должен просто знать, что вы готовы поговорить с ним, когда он захочет.

Как поддержать подростка

Любовь и поддержка родителей важна ребенку в любом возрасте. Как правильно их проявить, когда ваш ребенок стал подростком? Какие нам нужно сказать ребенку слова, которые были бы нужны ему? Есть несколько способов, как поддержать ребенка словами поощрения.
 
Похвала
 
Прежде всего, надо хвалить его. Похвала – это признание достижений подростка и одобрение его действий. Все подростки хоть что-то, но делают правильно. Вы должны заметить их благородные поступки и вознаградить их словесной похвалой. Когда вы хвалите подростка, важны два фактора. Первый и самый главный – это искренность. С подростком «на лести вы далеко не уедете». Современные подростки ждут от взрослых искренности. Может вам сойдет лесть, когда ребенку три года, но в тринадцать это не сработает. И если вы говорите дочери « Как ты хорошо прибралась в комнате!», а на самом деле это не так, значит, вы сомневаетесь в ее умственных способностях. На самом деле она далеко не дурочка. Не играйте с детьми в подобные игры.
Второй важный фактор, который надо учитывать, хваля подростков: похвала должна быть конкретной. Общие фразы «Ты молодец, потому что прибралась в комнате», редко бывают полезны. Искренне звучит нечто более конкретное: «Ты молодец, что пропылесосила ковер», «Спасибо, что подмел во дворе. Теперь он выглядит чисто и симпатично». Конкретная похвала звучит для подростка правдиво. Старайтесь быть поконкретнее. И любой родитель способен распознать конкретные действия ребенка, за которые его стоит похвалить, и использовать эти возможности, чтобы сказать слова поощрения.
Есть и еще один, третий аспект похвалы: когда вы не можете похвалить за результаты, хвалите за старания. Например, ваш 13-летний сын вымыл посуду после обеда. Результат не так совершенен, как был бы, если бы это сделали вы сами, ведь у вас намного больше опыта. Но посуда вымыта, и подросток потратил на это время. Держите себя в руках и не говорите, что он забрызгал всю кухню. Вы можете сказать об этом на следующей неделе. Но сейчас самое время сказать: «Коля, ты уже научился мыть посуду. Я очень ценю твое старание. Я хочу, чтобы ты знал: ты мне очень помог». Коля почувствует себя важным для вас. Его потребность в любви будет удовлетворена, потому что он видит, что родитель обратил на него внимание и оценил его труд.
Кто-то спросит: «Но, если не сказать ему, что посуду надо мыть аккуратнее, не будет ли он все время лить воду на пол?». На это есть ответ – это дело времени. После того, как ты полчаса мыл гору посуды, никому не хочется услышать, что эта работа выполнена плохо. Если вы скажете об этом подростку сразу, ему вообще никогда больше не захочется этим заниматься. Если вы оцените его старания, он почувствует, что небезразличен вам и ему снова захочется помочь. Когда на следующей неделе он снова возьмется за мытье посуды, то будет готов выслушать ваши наставления и выполнить работу лучше.
Подростки нуждаются в похвале родителей. Они всегда делают что-либо, достойное похвалы. Некоторые родители так зациклены на неудачах подростков в достижении намеченных ими целями, что не замечают этих достижений. Это очень узкое и отрицательное видение, в результате которого дети чувствуют себя лишенными любви. Неважно, что подросток причиняет вам боль, разочарование, сердит вас, продолжайте искать в его жизни поступки, достойные похвалы и поддерживать его словесно.

Слова любви
 
Другой важный вариант поощрения – это словесное выражение любви. В то время как похвала касается только поведения подростка, выражение любви обращено к нему непосредственно. Это словесное выражение положительного отношения к подростку как к личности. Самое простое и распространенное выражение положительного отношения – это слова «Я тебя люблю». Эти три слова всегда уместны, хотя на каком-то этапе вам покажется, что ребенку не нравится слышать их в присутствии сверстников. Если подросток просит вас не произносить этих слов публично, уважайте его желание. Но в приватной беседе эти три слова всегда кстати, на любой стадии развития подростка.
Фактически, подростки, которые не слышат от родителей слов «Я тебя люблю», часто во взрослом возрасте испытывают глубокий эмоциональный дискомфорт. В душе мужчины или женщины, никогда не слышавших слов любви от отца или матери, остается пустота.
Обычно матери свободно говорят эти слова своим детям в подростковом возрасте. Отцы обычно более сдержанны. Если отцы сами никогда не слышали этих слов, им трудно произнести их. Они не могут непринужденно произнести эти слова. Если вы – один из таких отцов, постарайтесь разорвать эти цепи традиций, посмотреть вашему сыну или дочери в глаза, положить ей или ему руки на плечи и сказать: «Я собираюсь сказать тебе что-то, что для меня очень важно. Я хочу, чтобы ты выслушал(а) меня внимательно». И, глядя ребенку в глаза, произнесите: «Я очень люблю тебя», - и обнимите подростка. Что бы ни значил этот опыт для вас, в сердце вашего ребенка эти слова останутся навсегда. Теперь, когда плотина прорвана, воды любви потекут свободно. Говорите эти слова снова и снова. Ваш ребенок никогда не устанет их слышать. И вы услышите эти же слова от него.
Конечно, есть множество других словесных выражений любви. Вот несколько примеров:
«Мне так нравится быть с тобой», «Я тебя обожаю», «Я горжусь тобой», «Ты мое солнышко», «Я так счастлив, когда ты рядом», «Если бы я мог выбирать из всех детей мира, я выбрал бы тебя»…
Если вы поэтичны по натуре, вы можете искренне сказать: «Ты – источник радости  в моей жизни», - и ваш сын (или дочь) будет счастлив(а).
Словесные выражения привязанности могут также относиться к каким-либо качествам личности или внешности подростка. Фраза «У тебя сегодня волосы, как солнечный свет» - может быть очень ободряющей для шестнадцатилетней девушки, которая гадает, симпатичная ли она. «Ты такой сильный!» - может быть, эти слова изменят настроение пятнадцатилетнего мальчика, который очень беспокоится из-за недостатков внешности. Позитивная оценка физических качеств подростка может быть для него очень важной. Это замечательный способ словесного выражения любви.
Слова поощрения могут также касаться личных качеств подростка: «Я рада, что могу тебе доверять», «Может ты и немногословен, но если уже говоришь что-то, то всегда интересное», «Ты такой веселый, ты доставляешь людям много радости», «Мне нравится, как ты умеешь помочь людям. Вчера я видел, как ты говорит с Сашей после соревнований. У тебя настоящий дар утешать»…
Такие проявления любви находят подлинный отклик в душе подростка. Они помогают вашему сыну или дочери чувствовать себя любимыми, нужными, дорогими вам.

Слова поощрения – это одно из проявлений любви. Все подростки нуждаются в поощрении. В переходном возрасте они полны неуверенности, и ободряющие слова для них подобны дождю, орошающему сухую почву. Для многих подростков нет ничего важнее, чем поощрение родителей.
 
 
Говорят подростки
(по материалам книги Г. Чепмена
 «Пять путей к сердцу подростка»)
 
Послушайте слова подростков, которые чувствуют себя любимыми, когда родители их хвалят.
Игорь, 17-летний член команды по борьбе: «Когда я побеждаю, для меня нет ничего важнее, чем слова моего отца: «Чудесная работа, сынок». А когда я проигрываю, ничто не помогает мне лучше его слов: «Ты был для него самым серьезным противником. В следующий раз ты победишь».
 
Таня, 13 лет: «Я знаю, что моя мама любит меня. Она все время говорит об этом мне. Я думаю, что папа меня тоже любит, но он об этом не говорит».
Наташа, 14 лет: «Моя мама бросила меня, когда мне было 4 года. Но потом папа женился на другой женщине. Я считаю ее своей матерью. Иногда, когда мне грустно, она говорит мне, как любит меня, говорит разные хорошие вещи обо мне, и я забываю все горести. Я не смогла бы жить без нее».
 
Для этих и тысяч других подростков слова поощрения очень важны. Когда родители произносят такие слова, они удовлетворяют потребность подростка в любви.
 

Разделы сайта