Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Арт-методы в работе педагога социального

 
"Система социального воспитания призвана решать це­лый ряд проблем, касающихся детей и подростков (развитие социальной активности, ком­муникативных навыков, социальных эмоций, формирование адекватной самооценки, обуче­ние умению самостоятельно ре­шать проблемы и т.д.). В связи с этим актуальной задачей явля­ется внедрение в практику со­циального педагога новых мето­дов работы, один из которых — арт-терапия. Арт-терапия — одна из со­ставляющих более широкой ка­тегории — терапии искусст­вом.
Арт-терапия – терапия искусством, метод психотерапии, основанный на использовании искусства в качестве основного инструмента работы с учащимися, педагогический метод воспитания искусством.
Термин введён в употребление А.Хиллом (1938), основы арт-терапии разработали М.Наумбург, К.юнг, Э.Крамер и другие.
 Основные функции арт-терапии:
· компенсаторная;
· обучающая;
· развивающая;
· воспитывающая;
Наиболее распространённые виды арт-терапии:
· музыкотерапия;
· сказкотерапия;
· изотерапия
· танцетерапия;
· драмматерапия;
· игротерапия;
· куклотерапия и др.
Средства социально-культурной деятельности в арт-терапии применяются в работе с различными группами клиентов: детьми с нарушениями поведения и отставанием в развитии, находящимися в социально опасном положении.
Привлекательность арт-терапии можно объяснить, прежде всего, её универсальностью:
  • информативностьчерез анализ работ можно получить информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позиций;
  • экологичность клиент и психолог (педагог социальный) эмоционально защищены, тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие клиенты;
  • эмоциональность клиент накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет;
  • отсутствие возрастных ограничений эффективна не только с дошкольниками и младшими школьниками, для которых является «родным языком», но и с подростками «группы риска». Используя богатый ресурс арт-терапии психолог(педагог социальный) способствует достижению согласованности между отдельными аспектами Я-концепции подростка.
Учёные выделяют три самостоятельных направления арт-терапии: медицинское, со­циальное, педагогическое, кото­рые при общих методологичес­ких основаниях принципиаль­но отличаются целями, содержа­нием, методами и формами ра­боты. При характеристике пе­дагогического аспекта рассмат­риваемого понятия А. И. Копы-тин предлагает вместо слов "арт-терапия" и "арт-терапевтический" (метод, приём, подход) использо­вать такие понятия, как "арт-метод" ("арт-методы"), "методы, ос­нованные на творческой актив­ности", "методы творческого са­мовыражения", и иные, близкие им по содержанию.
Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе — не пациент, а личность, стремящаяся к саморазвитию и расшире­нию диапазона своих возмож­ностей. Наиболее значимыми факторами интереса к данному методу являются "ориентация арт-терапии на присущий каж­дому человеку внутренний по­тенциал здоровья и силы, её ак­цент на естественном проявле­нии мыслей, чувств и настрое­ний в творчестве, принятие че­ловека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гар­монизации".
В научно-педагогической ин­терпретации понятие "арт-тера­пия" рассматривается в несколь­ких аспектах:
- как динамическая система взаимодействия между учеником (ребёнком, студентом, взрос­лым), продуктом его изобрази­тельной творческой деятельнос­ти и педагогом (арт-терапевтом) в арт-терапевическом простран­стве с целью реализации важней­ших функций образования: пси­хотерапевтической, коррекционной, диагностической, развиваю­щей, воспитательной и др.;
- как терапевтическая про­цедура ("психологическое враче­вание") личности;
- как сохраняющая здоровье инновационная педагогическая методика, а также как новая сис­тема внеклассной работы учи­теля.

Педагоги и родители также с интересом участвуют в арт-терапевтических занятиях. Их внутренний ребёнок пробуждается и активно вступает в игру, позволяющую не только расслабиться и снять напряжение, но и смоделировать, а затем проиграть многие проблемные ситуации.
Процесс самовыражения через рисунки, сказки, драматические представления, танец напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование арт-терапии даёт возможность помочь клиенту справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптации, способствовать интеллектуальному развитию.

Рассмотрим возможности ис­пользования разнообразных арт-техник и упражнений в профи­лактике и коррекции отклонений в личностном развитии младших школьников потребностей в соци­альном признании, низким уров­нем коммуникативной компетен­тности.

 

Рисование-мозаика

Цель: актуализировать "Я-состояние" в прошлом, развивать позитивную оценку.
Материалы: нарисованные предметы окружающего ми­ра различных форм и цветовых гамм; фигурки людей, отражаю­щие разные эмоциональные со­стояния человека; фигурки жи­вотных.
Социальный педагог предла­гает детям "нарисовать" (сложить из набора элементов мозаики) картинку из своего прошлого, которая бы отражала конфликт­ную (проблемную, кризисную и др.) жизненную ситуацию, и опи­сать чувства, которые возника­ли в связи с ней. Далее социаль­ный педагог просит детей изме­нить отдельные элементы моза­ики таким образом, чтобы ситу­ация в прошлом была разреше­на позитивно:
— Кто или что Вам понадобит­ся (дополнительно) из набора?
— Кого либо какой предмет следует "изъять" из картины? По­чему?
 

Настроение в зерне

Цель: развивать умение соот­носить цветовую гамму и форму с собственным эмоциональным состоянием.
Материалы: разные по фор­ме и цвету виды круп (гречневая, рисовая, пшённая), бобовых (фа­соль, горох), макаронных изде­лий; кувшин Зла.

Социальный педагог предла­гает детям ознакомиться с ма­териалами и выбрать те, кото­рые ассоциируются у них с хо­рошим и плохим настроением. Далее детям необходимо высы­пать выбранный материал на две тарелки в соответствии с эмоциональным состоянием, объяснить свой выбор. После обсуждения ситуаций плохое настроение "ссыпается" в кув­шин Зла.

 

 

Мыльные скульптуры

Цель: учить самостоятельно создавать образ, снимать напря­жение.
Материалы: мыльная жид­кость, длинные полые трубочки. Педагог предлагает детям посредством выдувания мыль­ной жидкости из длинной полой трубочки создать скульптуру и объяснить, что получилось.
 
 

 Паутина желаний

Цель: развивать взаимопони­мание, сплочённость группы.
Материалы: фломастеры, верёвка белого цвета.
Социальный педагог предла­гает детям следующее задание: каждому ребёнку, в руках кото­рого оказался "волшебный" клу­бок, необходимо сказать поже­лание своему однокласснику и бросить ему клубок. Образует­ся "паутина желаний". Для того чтобы желания сбылись, следует раскрасить свой участок верёв­ки с помощью маркеров, фло­мастеров.
По окончании работы на до­ске (столе) создаётся коллектив­ная композиция из окрашенной верёвки.
 Узор в рамке
Цель: развивать воображе­ние.
Материалы: гуашь, кисть, бель­евая веревка, рамка.
Социальный педагог про­сит детей раскрасить бельевую верёвку в разные цвета. После того как верёвка высохнет, де­тям предлагается составить из неё узор в рамке.
 "Размывание" страха
Цель: повысить самооценку, уверенность в себе.
Материалы: акварельные краски, кисть, белые листы бу­маги.

Детям предлагается нарисовать свой страх, а затем, обмакнув кис­точку в чистую воду, размыть его по поверхности всего листа.

 
 Рисуем настроение
Цель: развить умение мыс­лить образами.
Материалы: маркеры разных цветов, заготовки из прозрачной плёнки размером 5x5 см, белые листы бумаги.
Социальный педагог предла­гает детям раскрасить заготовки из прозрачной плёнки в разные цвета (каждая заготовка одного цвета) и на чистом белом лис­те изобразить настроение, делая оттиск цветом (проводя пальцем по не раскрашенной поверхнос­ти плёнки).
 Теннисный узор
Цель: формировать умение передавать своё эмоциональное состояние.
Материалы: теннисные пласт­массовые шарики, фломастеры, сосуд с водой.
Детям предлагается раскра­сить теннисные пластмассовые шарики (их должно быть мно­го) в разные цвета (фломастера­ми). Затем их необходимо помес­тить в сосуд с водой, составить из них узор, описать возникшие ассоциации. Потом детей про­сят закрыть глаза, опустить ру­ку в сосуд с водой, перемешать узор и, открыв глаза, рассказать о своих впечатлениях.
 Путешествие по ладони
Цель: научить анализировать собственное поведение.
Материалы: тонкие резино­вые перчатки, фломастеры. Детям предлагается надеть на левую руку прозрачную перчатку (клеёнчатую, медицинскую) с помощью фломастера совершить "путешествие" по своей руке: вспомнить события из прошлого, заглянуть в будущее и подумать о чём могут рассказать линии руке, царапины и т.п.?
 Ладошка друга
Цель: развивать способное понимать эмоциональное состояние другого человека.
Материалы: акварельные краски, кисти.

Дети садятся в ряд. Левую ладонь "отдают" соседу справа правой рукой рисуют краска на ладони соседа слева.

 
 Рисование на ладони
(телесно-ориентированная арт-техника)
Цель: формировать навыки оказания друг другу эмоциональной поддержки.
Дети разбиваются на пары. Один из участников выступает в роли художника, второй в роли листа бумаги. Художник предлагается на руке партнёра «рисовать» картину с помощью любого предмета (можно использовать не пишущий конец ручки, карандаша). Тот участник, на ладони которого изображается "картина не должен видеть движения рук художника. Его задача — понять: ощутить замысел художника.
Вариант предложенной техники: "рисование" на спине.
 Бесконтактное рисование
Цель: научить детей высвобождаться от негативной энергии.
Материалы: акварельные краски, кисти, белые листы маги.
Кисточку обмакнуть в краску и брызнуть её на лист чистой бумаги, затем повернуть его чтобы растеклась краска.
Вариант техники: пальцы макнуть в чистую воду и отмокнуть  на лист бумаги,      затем в каждую капельку "поселить" в весёлое  строение.
Точечный рисунок
Цель: развивать самостоятельность и творчество в созда­ли образа.
Материалы: белые листы бумаги, фломастеры.
На чистом листе бумаги фломастерами разных цветов хаотично (беспорядочно) наносятся точки. Затем детям предлагает соединить точки одного цвета таким образом, чтобы получился определённый рисунок.
Вариант задания: объединить отдельные точечные рисунки в сюжетную композицию.
Природные краски
Цель: развивать фантазию и творческое воображение детей.
Материалы: предметы окружающей природы, обладающие окрашивающим эффектом, плотная белая бумага. Детям предлагается, использовать "живые" краски (предметы ок­ружающей природы: свёклу, морковь, зелень), нарисовать картины отражающую эмоциональное стояние в определенный период их жизни.
Тайна зелёного листа
Цель: развивать умение мыслить образами.
Материалы: белые листы бу­маги, простой карандаш, опавший лист.
Детям предлагается взять лист бумаги, карандаш и об­вести лист дерева. Чего на нём нет? (Линий, прожилок, тёмных пятен, цвета, блеска и т.п.) Давайте их нарисуем. Сравните их: оригиналом.
Вариант задания: на опавшем листе нарисовать фломастером узоры.
   Облако лепестков
Цель; развивать умение сни­жать тревожность.
Материалы: лепестки роз, чашка.
В чашку насыпаются лепес­тки роз. Детям предлагается вдох­нуть их аромат и представить что-нибудь приятное, затем они делают глубокий вдох, наклоня­ются над чашкой и дуют в неё так сильно, чтобы облако лепес­тков поднялось вверх
Капля
Цель: учить понимать и пере­давать увиденное в жизни.
Материалы: белый лист бума­ги, акварельные краски, кисти.
Детям предлагается путём сги­бания листа бумаги "прочертить" русло воображаемой реки. За­тем кисточку обмакнуть в крас­ку так, чтобы образовалась боль­шая цветная капля, и "опустить" её в «исток реки» (место, где река берёт начало). Задача детей — "провести" каплю по всему рус­лу таким образом, чтобы оно "на­полнилось" водой.
Колодец
Цель: развивать коммуника­тивные навыки.
Материалы: плотный белый лист бумаги (не картон!) квад­ратной формы со стороной 8 см, краски.
Под руководством социально­го педагога дети делают кулёч­ки из квадратного листа бумаги, закрепляя их основания. Детям предлагается заглянуть внутрь кулёчка и рассказать о своих ассоциациях (тоннель, колодец и т.п.). Далее они наполня­ют свои "колодцы" прозрачной водой (1/5 высоты колодца) и красками прорисовывают его внутренние стены. Организует­ся беседа: что изменилось, воз­никли ли другие ассоциации, когда вы заглянули в "действую­щий колодец"? Вылейте воду из кулёчка, и если у вас возникли плохие ассоциации, сомните и выбросьте его.
Объявление
Цель: содействовать осозна­нию детьми собственных стра­хов.
Вырезается заготовка по типу объявления о продаже товара (с отрывными полосками): Продаю страхи.
Социальный педагог пред­лагает детям на каждой полос­ке нарисовать то, что вызыва­ет страх, тревогу, опасение. Это могут быть отдельные предме­ты, животные, жизненные ситуа­ции. Если возникнут затруднения в рисовании отдельных "страхов" их можно просто написать сло­вами.
По окончании все работы вы­вешиваются на "доску объяв­лений". Детям предлагается по­дойти к "доске объявлений" и оторвать полоску с тем рисун­ком (словом), который не вызы­вает тревожного состояния. Ког­да каждый ребёнок сделает свой выбор, анализируются "стра­хи" вызывающие тревогу у всей группы (ведь их никто не захо­тел оторвать). Организуется ана­лиз "оторванных" страхов: поче­му
их не надо бояться, как с ни­ми бороться.
Многослойное рисование
Цель: развивать навыки сня­тия психологического напряже­ния.
Материалы: гуашь, фломасте­ры, цветные ручки, маркеры.
Детям предлагается краска­ми нарисовать то, что им хочет­ся (спонтанное рисование). Пос­ле обсуждения рисунков дети их зарисовывают гуашью, т.е. со­здаётся фон для другого рисунка. Когда подготовленный фон высо­хнет, рисование продолжается, но уже с использованием цвет­ных ручек (фломастеров, марке­ров).
Рисуем на спине
Цель: развивать навыки сня­тия тревожности, создать поло­жительный эмоциональный фон, развивать воображение, спло­тить группу.
Материалы: белые листы бу­маги, фломастеры.
Участники упражнения ста­новятся в колонну друг за дру­гом. У каждого из них на спине закреплён белый лист бумаги. В течение двух минут дети рису­ют фломастерами изображение на заданную тему. По истечении времени жестами и мимикой необходимо объяснить друг дру­гу, что изображено у каждого "на спине" (каждый "художник" объ­ясняет содержание чужого ри­сунка). Затем проверяется пра­вильность толкования.
 Интервью в рисунке
Цель: развивать самостоя­тельность и активность в сов­местной деятельности.
Материалы: белые листы бу­маги, фломастеры.
Дети разбиваются по парам. Один из них выступает в роли интервьюера, другой — в ро­ли опрашиваемого. Необходимо провести интервью посредством рисунка: вопросы и ответы фик­сируются на бумаге. В конце уп­ражнения проверяется правиль­ность понимания друг друга.
Рисование междометий
Цель: развивать способность понимать чувства других людей. Дети работают в парах. Один из участников произносит меж­дометия, которые выражают различные чувства: удивление, одобрение, угрозу, укоризну, страх, печаль, горе (ах! ура! ой-ой! увы! и т.п.). Другой — изоб­ражает эти чувства.
Вариант упражнения: изоб­ражение звукоподражательных слов (мяу, ку-ка-ре-ку), не рисуя предмет или животное, издаю­щие звук, шум и т.п.
История-диафильм
Цель: развивать взаимопони­мание, сплочённость.
Материалы: обои, фломасте­ры, маркеры.
Полотно обоев разрезается на квадраты — кадры будуще­го фильма. Социальный педагог предлагает тему для рисования и даёт краткую характеристику будущего сюжета (например: на­рисуйте фильм о том, как плохое превратилось в хорошее). Группа делится на пары и рисует свой кадр с учётом расположения его в сюжетной линии (начало, сере­дина, конец) фильма. После вы­полнения задания организуется коллективное(поочередное) рас­сказывание истории.
Вариант упражнения: каж­дый участник рисует свою про­блему в верхней половине кад­ра-квадрата. Далее участни­ки рассматривают "проблемное поле" и рисуют в нижней части кадра свои варианты разреше­ния проблемы.
 Геометрическая живопись
Цель: развивать воображе­ние, коммуникативные навыки.
Материалы: белый лист бу­маги, фломастеры.
Учащимся предлагается нари­совать картину, используя гео­метрические фигуры. После вы­полнения задания организуется обсуждение: какие фигуры встре­чаются чаще других, что вызвало затруднения при работе над кар­тиной и т.п.
Таким образом, использова­ние различных арт-техник и уп­ражнений в работе социального педагога активизирует внутренние позитивные ресурсы детей; развивает коммуникативные навыки, даёт возможность ребёнку почувствовать себя самостоятельным и уверенным способствует реконструкции полноцен­ных контактов со сверстниками устраняет искажения в эмоциональной сфере детей.

Универсальность и целесообразность данного метода заключается в возможности его использования для диагностических, профилактических и коррекционных целей в работе с разными категориями детей (с девиантным поведением, с особенностями психофизического развития, одарённы ми и др.).

Список использованной
литературы
1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д\ Практикум по креативной терапии л Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Гра-1 бенко. — СПб.: Речь; Сфера, 2001. —| 400 с.
2. Кожуховская, Л. С. Арт-педаго-jгика в высшей школе / Л. С. Кожуховская, Н. В. Масюкевич. — Минск РИВШ, 2005. — 64 с.
3. Лебедева, Л. Д. Арт-терапия как педагогическая инновация / Л. Д. Ле­бедева // Педагогика. — 2001. -I № 10.— С. 21—25.
4. Практикум по арт-терапии / nodред. А. И. Копытина. — СПб : Питер] 2000. — 448 с.
5. Овчарова, Р. В. Практическая] психология в начальной школе 1 Р. В. Овчарова. — М.: Сфера, 2004. -| 240 с.
6. Овчарова, Р. В. Справочная кни-га социального педагога / Р. В. Овча-рова. — М.: Сфера, 2004. — 480 с.
7. Шептенко, П. А. Методика и тех­нология работы социального педа-; гога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П. А. Шеп­тенко, Г. А. Воронина; под ред В. А. Сластенина. — М. : Академия 2002. — 208 с.8

Разделы сайта