Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Рекомендации родителям учащихся, которые требуют повышенного педагогического внимания

Трудности в социальной адаптации испытывают дети из семей, которые оказались в сложных жизненных ситуациях, дети, транслирующие девиантные и аддиктивные формы поведения, дети, имеющие те или иные заболевания и испытывающие трудности в обучении.

В понятие дети, требующие повышенного педагогического внимания относятся следующие группы детей.

  1. Дети с проблемами в обучении (слабообучаемые). Учеников, ориентированных в тяжелую умственную работу, с высокой учебной мотивацией в общеобразовательной школе значительно меньше, чем тех, для кого учебная деятельность требует больших затрат времени и труда (детей с мотивацией достижения) и тех, для кого учеба, несмотря на усердный кропотливый труд не приносит успеха (дети с мотивацией избегания неуспеха).
  2. Дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные дети. К группе риска по состоянию психосоматического здоровья мы относим детей, находящихся под постоянным контролем медицинских работников и психологов школы(учащиеся с проявлениями аномального физического и физиологического развития;быстро утомляющиеся, инфантильные, пассивные учащиеся, гиперактивные дети, с проблемами питания, инвалиды и др.).
  3. Дети, воспитывающиеся в семьях, имеющих социальные проблемы: неполные семьи, неблагополучные семьи, семьи с детьми-инвалидами, с родителями-инвалидами, с членами семьи, имеющими хронические психосоматические заболевания, дети, находящиеся на индивидуальном обучении.
  4. Педагогически запущенные дети, транслирующие асоциальные формы поведения: девиантное и аддиктивное. Девиантное поведение (отклоняющееся) — противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам, которое возрастает в социуме с ослабленным нормативным контролем. У детей и подростков такое поведение часто служит средством самоутверждения, формой протеста, против кажущейся (или действительной) несправедливости взрослых.

Аддиктивное поведение (порочная склонность, порабощение) — поведение человека, при котором происходит уход от реальности при помощи каких-либо веществ (алкоголь, наркотики, транквилизаторы, азартные игры и т. п.). Аддиктивность приводит к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений, реальных людей с их заботами, надеждами и страданиями. Аддиктивность возникает в состояниях хронической неудовлетворенности, неуверенности в себе, является попыткой вернуть уверенность.

Рекомендации родителям.

  1. Заинтересованность и помощь.  Искренне, а не формально интересуйтесь событиями в жизни ребенка, его переживаниями. Радуйтесь его успехам и поддержите в моменты неудач. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой повышение самооценки ребенка, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
  2. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к ребенку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
  3. Любовь родителей и положительные эмоции  в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.
  4. Признание и одобрение со стороны родителей.
  5. Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
  6. Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку.  Достижение ребенком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Он пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, дети ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
  7. Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку ребенка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
  8. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у детей отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
  9. Тесное сотрудничество со школой.  Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или со специалистами (педагогом-психологом, педагогом социальным).
  10. Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок.
  11. Интересы и увлечения вашего ребенка о многом могут рассказать о  нем.
  12. Больше времени проводите вместе.  Организуйте совместный досуг и трудовую деятельность. Семейные традиции  помогают сблизится членам семьи, почувствовать единство, силу, уверенность в себе.
  13. Ведите здоровый образ жизни и ваш ребенок обязательно последует вашему примеру! 

Памятка о воспитании подростков

1. Не ставьте на подростке «крест», ведь его обостренное самолюбие и социальная позиция – это результат «трудного возраста».

2. Любите подростка и принимайте его таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

3. Опирайтесь на лучшее в подростке, верьте в его возможности.

4. Стремитесь понять подростка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.

5. Создайте условия для успеха ребенка-подростка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

6. Не сравнивайте подростка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим.

7. Не унижайте и не оскорбляйте подростка (особенно в присутствии сверстников).

8. Будьте самокритичными, принципиальными, старайтесь настолько укрепить доверие подростка, чтобы он делился с Вами своими возможными неприятностями и переживаниями.

Разделы сайта