Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Гидросфера. Мировой океан и его части (6 класс)

Тема урока: Гидросфера. Мировой океан и его части

Цель:

должны знать: понятия «гидросфера», «Мировой океан», «море», «залив», «пролив», «соленость»;
должны уметь: называть и показывать на карте
моря: Средиземное, Красное Черное, Балтийское;
заливы: Гвинейский, Бенгальский, Большой Австралийский, Мексиканский;
проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов.
иметь представление о температуре и солености океанических вод.

 

Задачи развития и воспитания:

- содействовать дальнейшему развитию умений работы с картами атласа, контурной картой, учебным пособием, интерактивной доской;
- способствовать развитию логического мышления, умения аргументировать свой ответ, решая проблемные задачи;
- создавать условия для сохранения здоровья учащихся (физкультминутка, смена видов деятельности);
- содействовать развитию целеустремленности и познавательного интереса;
- создавать условия для самореализации обучающегося;
- содействовать воспитанию чувства коллективизма и ответственности;
- способствовать профессиональному самоопределению.

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. 
Методы обучения: 
- словесные: объяснение учителя с опорой на знания, фронтальная беседа, дискуссия. 
- наглядные: работа с учебником (текст, иллюстрации, рисунки), презентация, демонстрация опыта. 
- практические: работа с картой, атласом, контурной картой, интерактивной доской.
Формы работы учащихся: 
- коллективная: объяснение учителя; 
- индивидуальная: работа с картами атласа и контурной картой, решение задач, выходной контроль;
- групповая: составление схем, анализ схем и рисунков, поиск ответов на вопросы. 
Оборудование: физическая карта мира, рабочая тетрадь, контурные карты, карточки с заданиями, банка (1 литр), соль, сигнальные карточки, интерактивная доска.

Межпредметные связи (МПС): история, физика, математика

Профессиональная ориентация:

Океанолог – учёный, специализирующийся на изучении океана (растительного и животного мира, свойств морской воды, течений, приливов и отливов и др.). Профессия океанолога достаточно редкая, поэтому такие специалисты востребованы и за границей (особенно в Германии, Австралии или Новой Зеландии).

Гидролог - специалист по изучению водной поверхности Земли, её свойств, распространению и протеканию в ней процессов (круговорот воды в природе и пр.).

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

Придумано кем-то, просто и мудро:
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро - солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!

Я рада приветствовать всех в этом уютном классе. Ребятам желаю плодотворно потрудиться, а гостям порадоваться их успехам.

II. Ориентационно - мотивационный этап.

Предлагаю выполнить задания, которые помогут сформулировать тему урока.

1. Етреники «Собери слово» (гидросфера). Слайд (инт. доска)

2. Етреники «Выбери лишнее» (Мировой океан). Слайд (инт. доска)

Молодцы! Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Тема: «Гидросфера. Мировой океан и его части» Слайд

Сегодня мы отправимся  в кругосветное путешествие по Мировому океану. Состоится морская экспедиция, в составе которой слаженно и дружно поплывут четыре экипажа.

Первый корабль - Тихоход

Второй корабль - Атлантик

Третий корабль - Индиана

Четвертый корабль- Арктика

Руководителем экспедиции буду я.

По ходу путешествия мы будем приобретать новые знания и умения на следующих остановках. Слайд (Озвучить)

Наша задача достойно справиться со всеми трудностями и вернуться домой героями. Прежде, чем отправиться в путешествие посмотрите видео.

Видео «Два моря, которые не смешиваются»

Вопрос. (Почему воды двух морей не смешиваются?)

III. Изучение нового материала.

Я предлагаю вам заполнить корзину идей. Слайд

Вы должны в команде обсудить ответы на вопрос и написать на листочках самые интересные идеи. 1-2 минуты на обсуждение.

Учитель озвучивает ответы.

- Ребята, вы обратили внимание, что знаний по изучаемой теме у вас недостаточно?

- Давайте вспомним какие остановки  и открытия нас ждут во время путешествия по Мировому океану сформулируем задачи нашего урока. Слайд

Задачи для учащихся:

1. Какие понятия вы должны знать к концу урока?

- знать понятия: «гидросфера», «Мировой океан», «море», «залив», «пролив», «соленость»;

2. Какие объекты должны уметь показывать?

- уметь называть и показывать на карте

моря: Средиземное, Красное, Черное;

заливы: Гвинейский, Бенгальский, Большой Австралийский, Мексиканский;

проливы: Берингов, Магелланов, Гибралтарский. 

3. Какие свойства вод Мирового океана вы знаете? (В чем отличие вод Северного Ледовитого океана от вод Индийского? В чем отличие вод рек от вод морей?)

- уметь называть основные свойства Мирового океана: температуру и соленость.

Экипажи готовы к путешествию? (Да). Попутного ветра вам, ребята! Слайд «Веселое путешествие»

Первая остановка «Гидросфера»

Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

И летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода) 

Задание: На суднах закончилась питьевая вода, чтобы ее найти на необитаемом острове, необходимо выполнить задания.

Приложение 

Беседа по вопросам с показом на презентации. (учащимся, отвечающим на вопросы вручаются бонусы)

  1. Что такое гидросфера? 1 группа
  2. Анализ таблицы «Строение гидросферы» 2 группа
  3. Какой воды в гидросфере больше: пресной или соленой? (соленой). 3 группа

Дополнительно: какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие из соленой? Слайд

  1. Наука, которая занимается изучением гидросферы. (Гидрология)3 группа

Профориентация: профессии гидролог и океанолог. Слайд

Белорусский государственный университет.

Экзамены: русский/белорусский язык, география, математика

  1. Етреники «Круговорот воды» 

Вторая остановка «Мировой океан и его части».

Учитель: В 1519-1522гг. состоялась экспедиция Фернана Магеллана на 5 кораблях. Участниками экспедиции было 234 человека - вернулось только 18. Слайд

- Какое крупное водное пространство преодолела экспедиция? (Мировой океан).

Что же такое Мировой океан? Найдите определение в учебнике на с.124. Слайд

Мировой океан – непрерывное водное пространство вне суши. Слайд

Учитель:

А какие обширные участки единого Мирового океана преодолела экспедиция? (Океаны)

Учитель:

На нашей Земле океанов –
Четыре:
ИНДИЙСКИЙ –
Самый соленый в мире,
Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ
Славен сельдями,
ЛЕДОВИТЫЙ
Все время спит подо льдами,
А ТИХИЙ,
Конечно же, вовсе не тихий –
А буйный, глубокий и самый великий! 

Учитель:

- Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек. Слайд

- Давайте нанесем названия океанов на контурные карты (контурные карты на с.16,17)

Части океанов. А выделяются ли какие-нибудь части в океанах? Давайте посмотрим на физическую карту и исследуем побережье Африки. Объекты гидросферы подписаны синим цветом. Какие части Мирового океана вы нашли? Гвинейский залив, Красное море, Средиземное море, Гибралтарский пролив. Какие же части выделяют в океанах? (заливы, проливы, моря).

Объяснение учителя.

Моря. Давайте посмотрим на карту. Найдите моря Тихого океана, омывающие Евразию. Берингово, Охотское, Японское, Желтое.  На карте видно, что их глубины резко отличаются от глубин открытого океана, вода там прогревается быстрее, а значит будет другой растительный и животный мир. Таким образом:

море- часть океана, вдающаяся в сушу и отличающаяся от него свойствами вод, глубинами, рельефом дна, растительным и животным миром. Слайд

Найдите определение в учебнике на с.124.

Какие моря на Земле самые крупные?

Самые крупные моря: Филиппинское, Аравийское. Слайд

В зависимости от положения по отношению к материкам моря бывают внутренние и окраинные. Схема

Моря могут вдаваться глубоко в сушу– их называют внутренними. (Средиземное, Черное). Те моря, которые располагаются у окраин материков называют окраинными (Аравийское).

Объясняю, как правильно показывать моря на карте.

- А сейчас выполните задания в своих группах.

Выполнение заданий.

Выполняют задания и готовятся выступить в роли «Учителя». Для этого нужно уметь объяснить, что же такое заливы (проливы), правильно показывать их на карте.

Перед проверкой заданий – физкультминутка танцевальная. (Чунга-чанга)

Выполняется обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Должны прослеживаться некоторые основные танцевальные элементы.

Проверка выполненных заданий.

  1. Показать моря: Средиземное, Красное, Черное, Балтийское. 1 группа ( карта)
  2. Определите: внутренними или окраинными являются моря: 2 группа

а) Красное; б) Чукотское; в) Аравийское; г) Балтийское; д) Средиземное,

е) Чёрное. Инт. доска

  1. Чем отличаются внутренние моря от окраинных?
  2. Что такое залив? Слайд. Задание на инт. доске 3 группа
  3. Что такое пролив? Слайд. Задание на инт. доске 4 группа
  4. Отвечают на вопросы.

-самый большой по площади океан; маленький;

-самый глубокий; наименее глубокий;

- океан, омывающий наибольшее количество материков, наименьшее.

 

Третья остановка «Температура вод Мирового океана».

Откройте атласы на с.22. Рассмотрите карту «Температура вод Мирового океана» и ответьте на вопрос: Слайд

  1. Как изменяется температура воды в Мировом океане при движении от экватора к полюсам? Почему?

Ответ. На распределение температур поверхностных вод Мирового океана влияет:

  1. Географическая широта (угол падения солнечных лучей).
  2. Холодные и теплые океанические течения.

Как называются линии на географической карте, соединяющие места с одинаковой средней температурой. (Изотермы). (Слайд тот же)

- Продолжаем работу в группах.

Проверка заданий.

  1. Где воды Мирового океана теплее – на 30° с. ш. или на

30° ю. ш.? Ответ объясните.

Ответ. Воды Северного полушария более теплые чем воды Южного. В северном полушарии - жаркий климат окружающих территорий (Красное море-жаркие пустыни). В южном полушарии холоднее - океан и близость Антарктиды.

Поэтому и самая высокая среднегодовая температура поверхностных вод наблюдается между 5 и 10° с. ш. (термический экватор) - +27,4℃.

  1. Средняя температура поверхностных вод Мирового океана. (+17,5℃)
  2. Как изменяется температура воды Мирового океана с глубиной? Почему?

Ответ. Проникновение солнечного тепла, вертикальная циркуляция вод (перемешивание). 

Дополнительно:

Среднегодовая температура воздуха составляет +14, а среднегодовая температура поверхностных вод - +17,5. Почему средняя температура воздуха ниже, чем средняя температура вод?

Ответ. Вода самое теплоемкое тело на Земле. Воды Мирового океана медленно нагреваются и медленно отдают тепло. Мировой океан (71%). Он является основным накопителем тепла.

  1. Какой океан самый теплый? Почему? (Тихий)

Ответ. Большая протяженность океана объясняет разнообразие климатических зон, на которых он находится от экваториальной до антарктической. Но самой обширной считается экваториальная, где температура воды не меньше +25℃. Поэтому Тихий океан считается самым теплым. 

Остановка «Соленость океанических вод» Слайд

Учитель:

Морская вода на 3,5% состоит из растворенных в ней химических элементов (44).

Основные элементы - соли. Поваренная соль (78%) придает воде соленый вкус, а магниевая – горький.

Опыт с водой и солью. Объяснение понятия «Соленость».

Слайд «Факторы, влияющие на соленость».

Средняя соленость Мирового океана 35%.

Выполняют задания.

Проверка выполнения заданий.

  1. Что означает выражение 32‰? 1 группа
  2. Объясняют причины распределения солености по широтам. 2 группа Слайд
  3. Какое море самое соленое? Почему? 3 группа Слайд

Ответ: высокое испарение, малое количество осадков.

  1. Проверка факторов, влияющих на соленость. Слайд

Дополнительно:

Решают задачу на 9 баллов. Слайд

Дополнительная информация.

Морская вода, в отличие от пресной, не имеет определенной точки замерзания, но она всегда ниже 0°С. Температура замерзания морской воды зависит от ее солености: чем больше соленость, тем ниже температура замерзания. Так, при средней для океана солености 35 % вода замерзает при -1,9°С, а при солености 40% - при -2,2°С. В Черном море, например, где соленость от 15 до 20%, лед появляется при охлаждении воды от -0,8 до -1,1°С.

Когда морская вода охладится до температуры замерзания соответственно своей солености, начинается образование кристаллов льда (замерзание). При замерзании содержащиеся в морской воде соли не входят в состав кристаллов образовавшегося льда, так как температура замерзания солевого раствора значительно ниже (например, температура замерзания поваренной соли -21°С). Поэтому большая часть солей выпадает в незамерзающую подледную воду, а некоторое ее количество вмерзает в лед в виде мелких капель крепкого раствора солей, существенно влияющих на физико-химические и механические свойства морского льда. Чем ниже температура, при которой замерзает вода, тем больше капель рассола остается в морском льду и тем, следовательно, больше его соленость. Соли, выпадающие в процессе замерзания морской воды в поверхностный слой, увеличивают его соленость, что понижает температуру замерзания.

IV. Первичный контроль. (Выходной контроль)

Цифровой диктант. Выберите правильный ответ.

Выбрать правильный ответ и оживить цифры. (Четыре варианта заданий) 

1. Узкое водное пространство, которое соединяет части Мирового океана.

2. Часть океана, отличающаяся от него своими свойствами.

3. Часть океана, вдающаяся в сушу.

4. Водная оболочка Земли.

5. Непрерывное водное пространство вне суши.

6. Количество солей, растворенных в одном килограмме воды.

7. 35‰.

8. +17,5℃

9. 47%

10. +19,1℃

 

1. Гидросфера.

2. Мировой океан.

3. Средняя температура поверхностных вод Тихого океана.

4. Море.

5. Залив.

6. Соленость Красного моря.

7. Пролив.

8. Соленость.

9. Средняя температура поверхностных вод Мирового океана.

10. Средняя соленость Мирового океана. 

После проверки заданий учителем отметка ставится в журнал на следующем уроке по желанию учащегося, так как контроль проводится по новой теме. 

Дополнительно:

«ДА» или «НЕТ» (сигнальные карточки). Работаем быстро. Проверяем себя по моей карточке (красный цвет – нет, зеленый – да).

1) Тихий океан – самый большой по площади. +

2) Северный Ледовитый океан – находится в южном полушарии. -

3) Бенгальский залив – часть Атлантического океана. -

4) Средиземное море – относится к внутренним морям. +

5) Красное море относится к бассейну Атлантического океана. –

6) Гибралтарский пролив соединяет Средиземное море и Атлантический океан. + 

V. Подведение итогов.

Возвращаюсь к задачам урока.

Можно ли считать наше путешествие завершенным?

Решение задачи «Видеовопрос».

Просмотр видео.

Показываю опыт. 

VI. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. (Поднимают карточки)

Прием «Анализ фраз»

  • Урок полезен, все понятно.
  • Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  • Еще придется потрудиться.
  • Да, трудно все-таки учиться!

Поблагодарить за работу. Отметить лучшие экипажи и отдельных учащихся.

 

VII. Домашнее задание.

Понятия из § 21, контурная карта с. 16,17 задание 2 (2), творческое задание с.129.

 

Разделы сайта